МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 71
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»
Екатеринбург, 2025
Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ......................................................................................................... 3
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СЕМЬЕВЕДЕНИЕ» ............................................................................................................................... 9
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ..................................................................................................................... 13
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ» ........................................ 19
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
«Семьеведение»
Программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение» (далее — программа)
для обучающихся 10–11 классов общеобразовательных организаций составлена на основе
требований и положений:
•
федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями от 12 августа 2022
г.)
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования»);
•
федеральной образовательной программы среднего общего
образования
(утверждена
приказом
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от 18 мая 2023 г. № 371 «Об утверждении федеральной образовательной
программы среднего общего образования»);
•
федеральной рабочей программы воспитания на уровне среднего общего образования (является составной частью федеральной образовательной
программы среднего общего образования, раздел 130).
Нормативными основами разработки содержания программы являются:
1) Конституция Российской Федерации;
2) Указ Президента Российской Федерации от 09 ноября 2022 г.
№ 809 «Об утверждении
Основ
государственной
политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно- нравственных ценностей»;
3) Указ Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 года
№ 875 «О проведении в Российской Федерации Года семьи»;
3
4)
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р
«Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской
Федерации на период до 2025 года»;
5) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2015 г.
№ 996-р);
6) Стратегия
национальной
безопасности
Российской
Федерации
(утверждена
Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400).
Актуальность курса внеурочной деятельности «Семьеведение»
Указом Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 года
№ 875 «О проведении Года семьи» 2024 год объявлен в Российской Федерации Годом
семьи в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения
традиционных семейных ценностей. В настоящее время на государственном уровне
реализуются многочисленные меры, направленные на поддержку семьи, сохранение и
укрепление традиционных семейных ценностей, что отражено в ряде нормативных
правовых документов (Конституции Российской Федерации, Указе Президента Российской
Федерации от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной
политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно- нравственных
ценностей», распоряжении Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. №
1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской
Федерации на период до 2025 года»). В распоряжении Правительства Российской
Федерации № 2580-р от 16 сентября 2021 г. «О плане мероприятий по реализации
Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»
также
отмечается
необходимость
проведения
мероприятий,
направленных
на
популяризацию и продвижение традиционных семейных ценностей, ответственного
родительства,
поддержку
распространение
в
и
защиту
субъектах
семьи,
материнства,
Российской
4
отцовства
Федерации
и
лучших
детства,
реги-
ональных практик реализации проектов и программ родительского просвещения и
семейного воспитания, направленных на формирование у обучающихся образовательных
организаций
и
их
родителей
(законных
представителей)
традиционных
семейных
ценностей.
Россия определила курс на укрепление семьи и всемерную поддержку родителей в
воспитании детей на основе сохранения базовых ценностей российского общества и
семейных традиций. В то же время в российском обществе констатируется кризисное
состояние социального института семьи, выражающееся в девальвации семейных
ценностей и установок, увеличении возраста вступления в первый брак и рождения детей,
росте числа разводов, большой доле неполных семей и других негативных тенденциях. Как
следствие происходит разрушение традиционных моделей семейных отношений, что
неблагоприятно сказывается на готовности молодых людей к вступлению брак, их
адаптации к семейной жизни и стабильности молодых семей.
Таким
образом,
актуальность
программы
курса
внеурочной
деятельности
«Семьеведение» для обучающихся 10–11 классов общеобразовательных организаций
обусловлена
необходимостью
целенаправленной
деятельности
по
формированию
ценностного отношения к семье и браку, культуры семейных отношений, нормативных
представлений о моделях поведения и межличностных отношениях в семье на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, социальных и семейных
традиций, принятых в российском обществе правил и норм поведения.
Цель
курса
—
формирование
позитивного
ценностного
отношения
обучающихся к семье и браку.
Основные задачи курса:
•
формирование у обучающихся представлений о значении семьи для полноценного
существования
человека,
развития
общества
и
обеспечения
устойчивости
государства;
•
стимулирование положительного эмоционального отношения обучающихся к семье
и браку, поддержка установки на семейный образ жизни, рождение и воспитание в
семье детей;
5
•
обогащение
позитивного
социокультурного
опыта
обучающихся
на
основе
воспитания в духе традиционных российских духовно- нравственных ценностей,
соблюдения принятых в российском обществе
правил
и
норм
поведения,
поддержания социальных и семейных традиций.
Методологические основы курса базируются на следующих подходах:
•
Аксиологическом подходе, который является ведущим в разработке содержания
курса и определяет его ценностно-смысловое содержание, ценностные доминанты и
целевую ориентацию на формирование отношений подрастающего поколения к семье
и браку на основе традиционных российских ценностей. Инвариантное ценностно-целевое
содержание курса определяет общее для всех граждан Российской Федерации, вне
зависимости от их мировоззренческих, культурных, национальных, религиозных и других
особенностей, содержание российских традиционных ценностей, которое представлено в
нормах Конституции Российской Федерации в качестве российских конституционных
ценностей. Наряду с этим учитывается наличие вариативного ценностно-целевого
содержания курса, которое
традициями
народов
определяется
России,
культурно-историческими
российских
традиционных
особенностями и
религий,
отражает
мировоззренческое, культурное разнообразие граждан, семей, народов России, российского
общества, регионов России, образовательных организаций.
Исходя
из
этого,
программа
включает
базовый
(инвариантный)
компонент,
содержание которого отраженно в тематическом планировании, и вариативный компонент,
который формируется с учетом региональной и местной социокультурной специфики,
потребностей обучающихся и их семей, ресурсов социального партнерства.
•
Междисциплинарный подход подразумевает проектирование содержания курса
на основе знаний, умений и навыков, полученных обучающимися при освоении ими
федеральной образовательной программы
соответствующего
также опору
6
уровня
образования,
а
на содержательный потенциал таких областей научных знаний, как
психология,
педагогика, социология, медицина, экономика и право.
•
Системно-деятельностный подход обеспечивает практико- ориентированный
характер содержания курса, полисубъектное взаимодействие в системе «педагоги —
обучающиеся — родители», использование вариативных методов, форм и средств
освоения учебного материала с акцентом на проблемных и поисковых методах.
Формы
организации
внеурочной
деятельности
при
реализации
программы
предполагают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной
и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность. Предусмотрено
использование ресурсов других организаций (социальной сферы, культуры, спорта,
здравоохранения,
дополнительного
и
профессионального
образования,
детских
общественных организаций).
Место курса «Семьеведение» в образовательном процессе
Программа курса рассчитана на реализацию в течение 34 учебных часов и
предполагает включение в учебный план образовательной организации в рамках части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Программа
служит
основой
для
разработки
рабочих
программ в составе
основной образовательной программы общеобразовательной организации в соответствии с
ее особенностями: организационно- правовой формой, контингентом обучающихся и их
родителей (законных представителей), направленностью образовательной программы,
учетом этнокультурной специфики, особых образовательных потребностей обучающихся.
Взаимосвязь курса «Семьеведение» с федеральными программами воспитания
Программа
ориентирована
на
достижение
воспитания на уровне среднего общего образования:
7
целевых
ориентиров
результатов
•
осознанно
выражающий
свою
российскую
гражданскую
принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе;
•
проявляющий приверженность традиционным духовно- нравственным ценностям,
культуре
народов
России
с
учетом
мировоззренческого,
национального,
конфессионального самоопределения;
•
действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей
и норм с осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие
антигуманных
и
асоциальных
поступков,
поведения,
противоречащих
этим
ценностям;
•
ориентированный
на
создание
устойчивой
семьи
на
основе
российских
традиционных семейных ценностей; понимание брака как союза мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей; неприятие
насилия в семье, ухода от родительской ответственности;
•
понимающий и выражающий в практической деятельности ценность
жизни,
здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении
своего здоровья и здоровья других людей;
•
выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическую активность), стремление
к физическому совершенствованию;
соблюдающий
и
пропагандирующий
безопасный и здоровый образ жизни;
•
участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье, в
образовательной организации, в своей местности.
8
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»
Ориентирами планируемых результатов освоения курса «Семье- ведение» являются:
•
требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения
федеральных образовательных программ (ФОП) среднего общего образования,
прежде всего в части содержания образования о семье и браке, межличностных и
социальных отношениях (в том числе в рамках учебных предметов «Русский язык»,
«Литература», «Обществознание», «Физическая культура»);
•
целевые ориентиры результатов воспитания обучающихся в отношении семьи и
брака на уровне среднего общего образования.
Освоение обучающимися курса внеурочной деятельности
«Семьеведение» должно обеспечивать достижение личностных, мета- предметных и
предметных результатов.
Личностные результаты:
•
принятие и приверженность традиционным российским духовно- нравственным (в
том
числе
семейным)
ценностям,
культуре
народов
России
с
учётом
мировоззренческого, национального, конфессионального самоопределения;
•
готовность противостоять деструктивной идеологии, включая культивирование
эгоизма, безнравственности, отрицание естественного продолжения жизни, ценности
крепкой семьи, брака, многодетности, разрушение традиционной семьи с помощью
пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений;
•
готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
•
осознание ценности семьи и семейного образа жизни, ориентация на создание
крепкой семьи на основе российских традиционных семейных ценностей;
9
•
понимание брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и
воспитания в семье детей;
•
ответственное
отношение
к
своим
родителям,
уважение
к
старшим;
•
неприятие
насилия
в
семье, ухода
от
родительской
ответственности;
•
развитие социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться о них, проявлять
к ним интерес и разрешать
конфликты;
•
развитие способности сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное
состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;
•
сформированность ценностей здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью; практическая установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную
физическую
активность),
стремление
к
физическому
совершенствованию,
понимание значения личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья
и здоровья других людей;
•
готовность к труду, осознание ценности труда, трудолюбие, участие в социально
значимой трудовой деятельности в семье.
Метапредметные результаты:
•
освоение
межпредметных
понятий
и
универсальных
учебных
действий
(познавательных, коммуникативных, регулятивных), способность использовать их в
учебной, познавательной и социальной практике;
•
совершенствование языковой культуры как средства взаимодействия между людьми
и познания мира;
•
развитие
креативного
мышления
при
решении
жизненных
проблем;
•
овладение
навыками
учебно-исследовательской
деятельности;
10
и
проектной
•
умение переносить знания, средства и способы действия в практическую область
жизнедеятельности;
•
умение самостоятельно работать с различными информационными источниками,
оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
•
владение
различными
способами
общения
и
взаимодействия,
умение
аргументированно вести диалог;
•
владение навыками рефлексии, умение оценивать приобретенный опыт; принятие себя,
понимание своих достоинств и недостатков.
Предметные результаты:
•
овладение лексикой, отражающей традиционные российские духовно-нравственные
ценности, ценностное отношение к семье
и браку, систему межличностных
отношений;
•
владение знаниями о роли семьи в жизни личности, общества и государства, о
браке и семье как социальном институте, функциях семьи, роли семейных ценностей
и традиций, ответственном родительстве;
•
владение знаниями о правовых основах семьи и брака;
•
владение знаниями о направлениях государственной семейной политики, мерах
государственной поддержки семьи;
•
владение знаниями об этапах и закономерностях развития семьи, способах
предотвращения и преодоления семейных конфликтов и кризисов;
•
владение знаниями о способах сохранения и укрепления здоровья,
в том числе
репродуктивного, умение применять их на практике;
•
сформированность представлений о культуре взаимоотношений в семье (с учетом
реализации вариативного ценностно-целевого содержания курса);
•
восприятие произведений литературы и искусства как источника опыта оценки
явлений с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
11
•
умение применять полученные знания для принятия практических решений в
повседневной жизни.
Освоение
обучающимися
курса
предполагает
присвоение
ими
ценностного
содержания, поэтому личностные результаты и уровень достижения целевых ориентиров
воспитания могут оцениваться посредством инструментов, нацеленных на закрепление
знаний, решение практических задач, поддержку инициатив обучающихся:
•
исследование ценностного отношения к семье, браку, осознанному родительству и
пр. до начала курса и по итогам его освоения;
•
проектная деятельность;
•
педагогическое наблюдение;
•
участие в социально-значимых проектах и акциях по тематике курса и пр.
12
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. «Готовность к созданию семьи» (3 ч.)
Личность. Быть или казаться (1 ч.)
Индивид, индивидуальность, личность. Характеристики и качества
личности.
Самоидентификация, самопознание, самовыражение и самосовершенствование личности.
Свобода
и
ответственность
личности.
Личность
и
«личина».
Пути
и
способы
самовыражения. Моральный выбор и его влияние на дальнейшую жизнь.
Эта трудная работа взросления (1 ч.)
Период юности — последнее время детства и первый возраст взрослости.
Социально-коммуникативные и психофизиологические особенности юношеского возраста.
Кризис юности и условия его преодоления. Взросление и самоопределение, планирование
будущего. Планирование будущей семейной жизни как одна из составляющих процесса
взросления и самоопределения личности.
Мужественность и женственность (1 ч.)
Историко-культурные истоки понятий мужественности и женственности. Качества,
определяющие мужественность и женственность. Гражданско-правовое равноправие полов
как конституционная норма и основополагающий принцип семейного права. Черты и
качества будущего спутника жизни.
Раздел 2. «Ценности и традиции семьи» (6 ч.)
Семья как традиционная российская ценность (1 ч.)
Традиционные российские духовно-нравственные ценности — основа государства,
общества и семьи. Понятие «крепкая семья» как традиционная ценность. Ценности
человека — основа его личности. Взаимосвязь ценностей и представлений человека о
счастье. Семья как важная составляющая человеческого счастья.
13
Что делает семью крепкой: семейные ценности и традиции (1 ч.)
Семейные ценности и традиции — основа сплоченной и крепкой семьи. Традиции —
способ передачи из поколения в поколение нравственных установок, ценностей, норм,
образцов поведения, обычаев. Старшее поколение — хранитель семейных традиций,
семейной истории, основа семейной общности. Семейная история — часть общего
наследия нашего народа. Укрепление семейных ценностей как условие поддержания
единства, стабильности, гармонии и благополучия общества.
Искусство быть вместе (1 ч.)
Этика и культура семейного общения. Условия и правила конструктивного общения.
Общие ценности как основа взаимопонимания. Умение слышать и слушать, принимать
позицию другого и идти на компромиссы — основа крепких отношений в семье. Способы
демонстрации любви и взаимопонимания в семье.
Уклад семьи (1 ч.)
Семейный уклад — фундамент семейной жизни. Ценности, традиции, отношения —
составляющие семейного уклада. Общее и индивидуальное в укладе российских семей.
Традиции в укладе современной российской семьи. Закономерности формирования уклада
семьи. Взаимосвязь культуры семейного общения и семейного уклада.
Вариативный компонент (2 ч.)
Раздел 3. «Возрасты семьи» (13 ч.)
Любовь и влюбленность. Выбор спутника жизни (1 ч.)
Любовь в жизни человека. Любовь как стимул к самосовершенствованию.
Влюбленность и любовь: сходство и отличия. Выбор спутника жизни — основа
благополучия в будущем. Качества и факторы, влияющие на выбор спутника жизни.
Взаимопонимание, доверие, единство во взглядах и ценностных установках как основа
любви.
14
Романтические отношения (1 ч.)
Этапы романтических отношений: знакомство, первое свидание, знакомство с
родителями. Личностные качества избранника и ожидания молодых людей друг от друга.
Особенности общения на этапе романтических отношений. Правила личной безопасности
при знакомстве и в начале отношений.
Готовность к созданию семьи (1 ч.)
Личностная готовность к семейной жизни — главное условие успешности брака и
стабильности
будущей
семьи.
Основные
составляющие
подготовки
к
браку.
Синхронизация личных жизненных целей и установок — ключевое условие готовности к
семейной жизни.
Свадьба. Становление семьи (1 ч.)
Заключение брака — изменение социального статуса человека и рождение новой
семьи. Подача заявления и регистрация брака. Свадьба как знаковое событие в жизни
человека. Брак как основное условие создания семьи. Единые цели и ценности, доверие
супругов — основа устойчивых отношений в молодой семье.
Первые годы в браке (1 ч.)
Первые годы брака — формирование системы отношений между супругами, уклада
новой семьи. Причины разногласий в молодой семье. Совместное ведение домашнего
хозяйства и семейного бюджета, организация совместного досуга — важные аспекты
становления семьи. Взаимоуважение и взаимопонимание — условие успешного решения
затруднительных ситуаций.
Мотивы рождения детей (1 ч.)
Любовь к детям как неотъемлемое свойство человеческой природы. Готовность стать
родителями. Мотивы рождения детей и их влияние на будущее семьи. Статус родителя и
подготовка к нему. Ответственное родительство.
15
Родительство и подготовка к рождению ребенка (1 ч.)
Изменения в жизни семьи, связанные с появлением ребенка. Освоение родительских ролей.
Установки и ожидания будущих родителей. Способы преодоления проблем и разногласий,
связанных с рождением ребенка.
Родительская любовь. Воспитание детей (1 ч.)
Принятие, поддержка, уважение, доверие как составляющие родительской любви.
Забота о детях, их воспитание — право и обязанность родителей. Соблюдение баланса в
воспитании. Эмоциональная связь с ребенком — важное «слагаемое» родительства.
Родители и дети: взаимоотношения поколений (1 ч.)
Связь поколений — условие сохранения традиций и ценностей семьи. Роль бабушек
и дедушек в воспитании ребенка. Забота о старших родственниках. Уважение, доверие,
забота — основа отношения детей к родителям.
Конфликты в семье и способы их преодоления (1 ч.)
Семейный конфликт как противоречие потребностей, интересов, ценностных
установок супругов. Наиболее частые причины семейных конфликтов. Условия и способы
конструктивного разрешения семейных конфликтов. Влияние конфликтов на семью.
Преодоление семейных кризисов (1 ч.)
Семейные кризисы как этапы развития семьи. Причины возникновения семейных
кризисов. Нормативные и ненормативные семейные кризисы.
Способы
преодоления кризисов. Родители и дети в ситуации семейных кризисов.
Вариативный компонент (2 ч.)
16
и условия
Раздел 4. «Благополучие и здоровье семьи» (8 ч.)1
Здоровый образ жизни семьи (1 ч.)
Здоровье человека как фактор личностного и профессионального успеха. Здоровый
образ жизни как фундамент благополучия семьи. Забота о своем здоровье в юности —
профилактика возможных семейных проблем. Составляющие здорового образа жизни.
Полезные и вредные привычки (1 ч.)
Влияние вредных привычек на благополучие семьи. Полезные привычки, их влияние
на жизнедеятельность и взаимосвязь со здоровым образом жизни. Формирование
привычек. Уклад семьи, основанный на здоровом образе жизни.
Основы репродуктивного здоровья (1 ч.)
Репродуктивное здоровье и его взаимосвязь со здоровым образом жизни. Знание и
понимание угроз репродуктивному здоровью — первый шаг к осознанному родительству.
Источники получения знаний о репродуктивном здоровье и современные возможности его
диагностики и поддержания.
Психологическое здоровье семьи (1 ч.)
Психологическое здоровье, условия его сохранения: способность адаптироваться к
изменяющимся условиям, противостоять стрессовым ситуациям, развитая рефлексия,
позитивное мышление, саморазвитие. Сохранение семейных ценностей, гармоничные
семейные отношения как фактор обеспечения психологической устойчивости семьи.
Экономическое благополучие семьи (1 ч.)
Экономика семьи — важная составляющая семейной жизни. Финансовая
грамотность — залог финансовой стабильности и благо-
1
Содержание раздела разработано при участии ведущих специалистов Министерства
здравоохранения Российской Федерации, ФП ПФ ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н. И.
Пирогова Минздрава России, НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ № 2
ФГБНУ «РНЦХ им. акад. Б. В. Петровского», ФГБНУ «ФМЦ ПМИ», ФГБНУ
«ИРЗАР», ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России.
17
получия семьи. Планирование и распределение семейного бюджета, предупреждение
возможных рисков — важные навыки для обеспечения психологического благополучия
семьи, поддержания здорового образа жизни.
Вариативный компонент (3 ч.)
Раздел 5. «Поддержка семьи в российском обществе» (4 ч.)2
Семейная
политика
Российской
Федерации
и
меры
государственной
поддержки семьи (1 ч.)
Дети и защита семьи — приоритет государственной политики России. Меры
поддержки молодых семей и семей с детьми в Российской Федерации. Владение навыками
пользования государственными и социальными услугами — элемент правовой культуры
семьи.
Социальные и психологические службы, общественные и религиозные организации
— ресурс помощи и сопровождения семьи.
Правовые аспекты семейной жизни: права и обязанности членов семьи (1 ч.)
Семейное право и семейное законодательство. Семейный кодекс — основа определения
правового статуса семьи и ее членов. Права, обязанности и законные интересы членов
семьи. Принципы взаимодействия членов семьи при осуществлении своих прав и
исполнении обязанностей. Правовая грамотность и ее значение в жизни современной
семьи.
Вариативный компонент (2 ч.)
18
2
Содержание раздела разработано при участии ведущих специалистов ФГБУ
«Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Минтруда России.
19
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»
№
п/п
Наименование
Кол-
разделов
во
и
тем курса
Форма работы / характеристика деятельности
Программное содержание
обучающихся
часов
Раздел 1. «Готовность к созданию семьи» (3 ч.)
1.1
Личность.
или казаться
Быть 1
Индивид, индивидуальность, личность. Чтение и обсуждение стихотворения Е. Евтушенко
Характеристики и качества личности. «Людей неинтересных в мире нет…».
Самоидентификация,
самопознание, Выполнение практического рефлексивного задания.
самовыражение
Работа с цитатами, беседа.
и самосовершенствование личности.
Свобода и ответственность личности.
Личность и «личина».
Пути и способы самовыражения.
Моральный выбор и его влияние на
Просмотр короткометражного фильма «Фальшивка»,
обсуждение.
Чтение и обсуждение стихотворения Ю. Левитанского
«Каждый выбирает для себя…».
Чтение и обсуждение притчи. Заключительная беседа
дальнейшую жизнь
20
1.2
Эта
трудная
Период юности — последнее время
Просмотр и обсуждение фрагментов из х/ф
работа
детства и первый возраст взрослости.
«Мама» и/или «Курьер».
взросления
Социально-коммуникативные
1
Работа в группах: анализ таблицы «Возрастная
особенности периодизация по Д. Б. Эльконину».
юношеского возраста. Кризис юности и
Прослушивание и обсуждение аудиозаписи — В.
условия его преодоления. Взросление и
Высоцкий «Песня о возрасте».
самоопределение,
планирование
Просмотр и обсуждение видеоролика «Выбор». Беседа
будущего.
Планирование
будущей
о планировании будущей семейной жизни.
семейной
жизни
как
одна
из
Работа с иллюстративным материалом. Заключительная
составляющих процесса взросления и
беседа
самоопределения личности
и
психофизиологические
21
1.3
Мужественность 1
Историко-культурные
и женственность
мужественности
и
Качества,
истоки
понятий Работа с иллюстративным материалом, беседа. Работа с
женственности. понятиями «мужественность»
определяющие и «женственность».
мужественность и женственность.
Работа
Полоролевые модели поведения и их
определяющих мужественность и женственность.
историко-культурные
трансформации.
в
группах:
составление
перечня
качеств,
Работа с фрагментами литературных произведений,
Гражданско-
правовое
иллюстрирующих
понятия
мужественности
женственности.
равноправие полов как конституционная
норма и основополагающий принцип
семейного права. Черты
и качества будущего спутника жизни
Раздел 2. «Ценности и традиции семьи» (6 ч.)
22
Прослушивание и обсуждение видеоклипа
«Родина» (проект «Музыка вместе»).
Заключительная беседа
и
2.1
Семья
как 1
Традиционные
российские
традиционная
нравственные
российская
государства, общества и семьи.
ценность
Понятие
«крепкая
традиционная
человека
—
Взаимосвязь
представлений
Семья
ценности
духовно- Беседа, работа с цитатами.
как
—
семья»
ценность.
основа
основа Работа с понятиями «культурный код», «ценности».
Ценности
его
личности.
ценностей
человека
важная
как
о
и
счастье.
составляющая
человеческого счастья
Выполнение
практического
задания
по
текстам
нормативных правовых документов (Конституция
Российской Федерации, Указ Президента Российской
Федерации от 09.11.2022 г. № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей»).
Выполнение
практического
задания:
заполнение
таблицы «Значимые ценности».
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф «Доживем до
понедельника».
Чтение и обсуждение притчи.
Заключительная беседа
23
2.2
Что делает семью 1
Семейные ценности и традиции —
Чтение
крепкой:
основа сплоченной и крепкой семьи.
победителя Всероссийского конкурса сочинений.
семейные
Традиции
Работа с понятиями «традиции», «семейные традиции».
ценности
поколения в поколение нравственных
Работа с текстом о семейных традициях, обсуждение
и традиции
установок, ценностей, норм, образцов
новеллы О. Генри «Дары волхвов», заполнение таблицы.
—
способ
поведения,
передачи
обычаев.
поколение
—
хранитель
из
Старшее
семейных
традиций, семейной истории, основа
семейной
общности.
Семейная
история — часть общего наследия
и
обсуждение
Обсуждение
рассказа
результатов
«Девичьи
исследования
грёзы»
традиций
семейного воспитания ФГБНУ «ИИДСВ».
Работа
в
парах/мини-группах:
«проектирование»
традиций воображаемой будущей семьи
нашего народа.
Укрепление семейных ценностей как
условие
поддержания
стабильности,
единства,
гармонии
и
благополучия общества
2.3
Искусство
быть вместе
1
Этика и культура семейного общения. Чтение и обсуждение притчи.
Условия
и
правила
конструктивного Беседа о нормах и правилах поведения и общения в
общения. Общие ценности как основа семье.
взаимопонимания.
Умение
Выполнение
слышать
и
слушать,
принимать позицию другого и идти
на компромиссы — основа креп- ких
отношений
в
семье.
Способы
24
практического
задания:
составление
памятки «Как правильно общаться в семье».
Работа в группах: обсуждение способов выражения
любви, составление мини-текста о способах выражения
любви в семье.
демонстрации
любви
и
взаимопонимания в семье
Работа с цитатами.
Заключительная беседа
25
2.4
Уклад семьи
1
Семейный
уклад
—
фундамент Чтение и обсуждение фрагмента романа А. С.
семейной жизни. Ценности, традиции, Пушкина «Евгений Онегин».
отношения –составляющие семейного Работа с понятиями «уклад», «семейный уклад».
уклада. Общее и индивидуальное в
Чтение и обсуждение фрагментов из литературных
укладе российских семей. Традиции и
произведений (по выбору).
новации
в
укладе
современной
Анкетирование
обучающихся
по
вопросам
их
российской семьи.
ценностного
отношения
к
семье,
обсуждение
Закономерности формирования уклада
результатов мониторинга ценностных ориентаций
семьи. Взаимосвязь кульуры семейного
современной молодежи
общения и семейного уклада
2.5
Вариативный
2
компонент3
Раздел 3. «Возрасты семьи» (13 ч.)
26
3.1
Любовь
и1
Любовь в жизни человека. Любовь как Чтение
к
и
обсуждение
стихотворений
Р.
Рожде-
влюбленность.
стимул
самосовершенствованию. ственского, Б. Заходера.
Выбор спутника
Любовь и влюбленность.
Работа с иллюстративным материалом. Беседа по
жизни
Качества и факторы, влияющие на
высказыванию Л. Н. Толстого.
выбор партнера. Взаимопонимание,
Работа с понятиями «любовь» и «влюбленность».
доверие, единство во взглядах и
ценностных установках как основа
любви
Выполнение
практического
задания:
заполнение
таблицы «Различия отношений во влюбленности и
любви».
Чтение и обсуждение стихотворений А. С. Пушкина, М.
Ю. Лермонтова. Работа с цитатой.
Выполнение
практического
задания:
составление
перечня качеств будущего избранника.
Работа с цитатами. Заключительная беседа
3
Содержание определяется образовательной организацией с учетом региональной и местной социокультурной специфики,
потребностей обучающихся и их семей, ресурсов социального партнерства.
27
3.2
Романтические
1
отношения
Этапы
романтических
знакомство,
отношений:
первое
свидание,
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф «Вам и не
снилось».
знакомство с родителями. Личностные
Работа в группах: выполнение практических заданий на
качества
темы «Знакомство», «Первое свидание»,
избранника
и
ожидания
молодых людей друг от друга.
Особенности
общения
романтических
«Знакомство с родителями».
на
отношений.
этапе
Правил
личной безопасности при знакомстве и в
начале отношений
Составление памятки «Правила личной безопасности
при
знакомствах
и
общении
в
Интернете
и
соцсетях».
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф «Москва слезам
не верит».
Заключительная беседа
3.3
Готовность
1
Личностная
готовность
к
семейной Работа с понятием «готовность к вступлению в
к созданию
жизни — главное условие успешности брак».
семьи
брака и стабильности будущей семьи. Выполнение практического задания: заполнение
Духовная и материальная составляющие таблицы (знания, умения, навыки, необходимые для
подготовки к браку.
Синхронизация вступления в брак).
личных жизненных целей и установок Работа в группах:
анализ
классификации
видов
— ключевое условие готовности к готовности к браку и оценка собственного уровня
семейной жизни
готовности к браку.
Выполнение практического задания: проектирование
способов повышения собственного уровня готовности к
браку.
28
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф «Большая
перемена».
Заключительная беседа
29
3.4
Свадьба.
1
Заключение
брака
—
изменение Работа
Становление
социального статуса человека
семьи
и
рождение
новой
с
иллюстративным
материалом.
Беседа.
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф «Лед-2».
семьи.
Подача Выполнение
практического
задания:
анализ
заявления и регистрация брака.
фрагментов ФЗ № 143-ФЗ от 15.11.1997 «Об актах
Свадьба как знаковое событие
гражданского состояния», Семейного кодекса РФ,
в
Гражданского
жизни
человека.
Преимущества
кодекса
РФ,
бланка
заявления
вступления в законный брак. Единые
регистрации брака.
цели и ценности, доверие супругов
Обсуждение
— основа устойчивых отношений в
ориентаций молодежи.
молодой семье
Чтение и обсуждение фрагмента из романа Л.
результатов
мониторинга
о
ценностных
Н. Толстого «Анна Каренина».
Работа с цитатами. Заключительная беседа
3.5
Первые годы в
браке
1
Первые годы брака — формирование
Просмотр
системы
Царевич и Серый Волк».
отношений
между
и
обсуждение
фрагмента
м/ф
«Иван-
супругами, уклада новой семьи.
Просмотр и обсуждение фрагментов х/ф «Одиноким
Причины разногласий в молодой
предоставляется
семье. Совместное ведение
обстоятельствам»
домашнего
хозяйства
общежитие»
и
«По
семейным
и
семейного Выполнение практического задания: заполнение
бюджета,
организация
совместного таблицы «Обязанности супругов в семье»,
досуга — важные аспекты становления обсуждение.
семьи. Взаимоуважение
и
взаимопонимание
конструктивного
—
условие
решения
30
Анализ и решение кейсов.
Выполнение практического задания: формулирование
затруднительных ситуаций
правил совместной жизни для молодоженов
31
3.6
Мотивы
1
рождения
Любовь
свойство
к
детям
как
неотъемлемое Работа с иллюстративным материалом и цитатами.
природы. Обсуждение результатов
Мотивы рождения детей и их влияние на ориентаций молодежи.
детей
будущее
человеческой
семьи.
Статус
родителя
и
подготовка к нему.
Ответственное
мониторинга
ценностных
Просмотр и обсуждение фрагментов х/ф «Усатый
нянь», «Что у Сеньки было».
родительство
сложный и многогранный феномен
как
Работа со справочной информацией (мотивы рождения
детей), беседа о родительской ответственности.
Работа с цитатами. Заключительная беседа
3.7
Родительство и
подготовка
к
1
Изменения в жизни семьи, связанные с Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф
появлением ребенка.
«По семейным обстоятельствам». Работа с
рождению
Психологическая, физическая
понятием «родительство».
ребенка
и
материальная
готовность
к Выполнение практического задания «Введение в
родительству. Установки и ожидания понятие «родительство»».
будущих
родителей.
одоления
проблем
Способы
и
пре- Выполнение практического задания: составление
разногласий, характеристики «идеального» родителя, беседа.
связанных с появлением в семье ребенка Работа в группах: заполнение таблицы «Изменения в
семье и трудности, связанные с рождением ребенка».
Работа с цитатами. Заключительная беседа
32
3.8
Родительская
1
Принятие, поддержка, уважение, доверие Чтение и обсуждение стихотворения А. Вертинского
любовь.
как составляющие родительской любви. «Доченьки».
Воспитание
Забота о детях, их воспитание — право и Работа с понятием «родительская любовь». Чтение
обязанность родителей. Соблюдение фрагментов из повестей Л. Н. Толстого
детей
баланса
«Детство» и Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», беседа.
в воспитании. Эмоциональная связь с
ребенком
—
важное
«слагаемое»
родительства. Старшее поколение как
ресурс помощи семье с ребенком
Просмотр
и
обсуждение
видеофрагмента
«Без-
жизненное лицо».
Работа с цитатами о родительской любви и воспитании
детей.
Просмотр фрагмента х/ф «Хороший мальчик», беседа.
Анализ и решение кейсов.
Заключительная беседа
3.9
Родители
и
1
дети:
Связь
поколений
сохранения
традиций
—
условие
и
ценностей
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф
«Чебурашка».
взаимоотношени
семьи. Роль бабушек и дедушек в
Прослушивание и обсуждение песни И. Саруханова
я поколений
воспитании
«Дорогие мои старики».
старших
ребенка.
родственниках.
Забота
о
Уважение,
доверие, забота — основа отношения
детей к родителям
Обсуждение
результатов
исследования
традиций
семейного воспитания ФГБНУ «ИИДСВ».
Чтение и обсуждение притчи Л. Н. Толстого «Старый
дед и внучек», беседа.
Выполнение
благодарности».
33
практического
задания
«Слова
Просмотр
и
обсуждение
Заключительная беседа
34
социальной
рекламы.
3.10
Конфликты в
1
семье
и
способы
преодоления
их
Семейный конфликт как противоречие
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф
потребностей, интересов, ценностных
«По семейным обстоятельствам». Работа с
установок супругов. Наиболее частые
понятием «конфликт».
причины
Просмотр и обсуждение фрагментов х/ф «Вам и не
семейных
конфликтов.
Условия и способы конструктивного
снилось», «Однажды двадцать лет спустя».
разрешения
семейных
Выполнение
Негативное
и
конфликтов.
позитивное
влияние
конфликтов на семью
практического
задания:
анализ
типо-
логии конфликтов, заполнение таблицы.
Выполнение практических заданий на основе техники
«Я-высказывание».
Выполнение
таблицы
практического
«Конструктивное
задания:
и
заполнение
неконструктивное
поведение в конфликтной ситуации».
Выполнение практического задания
«Комплимент».
Чтение и обсуждение притчи. Заключительная беседа
35
3.11
Преодоление
1
Семейные кризисы —
семейных
этапы
развития
кризисов
возникновения
Нормативные
закономерные Беседа. Работа с понятиями «кризис», «семейный
семьи.
Причины кризис».
семейных
и
кризисов. Работа со справочной информацией
ненормативные семейных кризисов), обсуждение.
(типология
семейные кризисы. Способы и условия Выполнение практического задания: заполнение
преодоления кризисов. Родители и дети в таблицы, сопоставление понятий «конфликт»
ситуации семейных кризисов
и «кризис».
Работа в группах: проектирование советов по
преодолению семейных кризисов.
Заключительная беседа, работа с незаконченными
предложениями
3.12
Вариативный
2
компонент
36
Раздел 4. «Благополучие и здоровье семьи» (8 ч.)
4.1
Здоровый
образ
1
жизни
Здоровье
человека
личностного
семьи
успеха.
и
Здоровый
как
фактор Обсуждение результатов мониторинга ценност- ных
профессионального ориентаций молодежи.
образ
жизни
как Просмотр и обсуждение м/ф «Ваше здоровье». Беседа о
фундамент благополучия семьи.
здоровом образе жизни.
Забота о своем здоровье в юности —
Выполнение
профилактика возможных семейных
кластера «Здоровый образ жизни».
проблем.
Работа в группах: ознакомление с рекомендациями по
Составляющие
здорового
образа жизни
практического
задания:
заполнение
здоровому образу жизни.
Заключительная беседа
4.2
Полезные и
1
Влияние вредных привычек
вредные
на
привычки
привычки,
благополучие
семьи.
их
жизнедеятельность
Обсуждение
мониторинга
ценностных
Полезные ориентаций молодежи.
влияние
и
результатов
на Работа с цитатами, понятием «привычка».
взаимосвязь
со Беседа о формировании полезных и вредных привычек.
здоровым образом жизни. Формирование
Просмотри и обсуждение фрагмента х/ф «Хороший
привычек. Уклад семьи, основанный на
мальчик».
здоровом образе жизни
Работа в группах: проектирование семейных традиций,
способствующих формированию здоровых привычек.
Просмотр и обсуждение фрагмента м/ф «Иван Царевич
и табакерка».
Чтение
и
обсуждение
фрагментов
произведений. Заключительная беседа
37
литературных
4.3
Основы
1
Репродуктивное
здоровье
и
его
репродуктивного
взаимосвязь со здоровым образом
здоровья
жизни. Знание и понимание угроз
репродуктивному
здоровью
—
первый шаг к осознанному
родительству.
Источники
получения
знаний о репродуктивном здоровье и
современные
возможности
его
Работа с понятием «репродуктивное здоровье».
Работа в группах: определение факторов, влияющих на
репродуктивное
здоровье;
формулирование
правил
сохранения репродуктивного здоровья.
Работа
с
фрагментом
научно-популярного
текста,
обсуждение.
Заключительная беседа
диагностики и поддержания
4.4
Чтение и обсуждение притчи.
Психологическое 1
Психологическое здоровье, условия
Вводная беседа. Работа с определением понятий
здоровье семьи
его
«стресс», «психологическое здоровье», работа со
сохранения:
адаптироваться
к
способность
изменяющимся
справочной информацией.
условиям, противостоять стрессовым
Работа в группах: определение и обсуждение критериев
ситуациям,
психологического здоровья семьи.
развитая
рефлексия,
позитивное мышление
Беседа о влиянии стресса на семью, работа со
и саморазвитие. Сохранение семейных
ценностей,
отношения
гармоничные
как
фактор
семейные
обеспечения
психологической устойчивости семьи
схемой «Стадии развития стресса».
Работа
в
группах:
ознакомление
с
различными
способами саморегуляции.
Выполнение
практического
задания
«Памятка
поддержания психологического здоровья семьи».
Заключительная беседа, работа с незаконченными
предложениями
38
4.5
Экономическое
1
Экономика
семьи
—
важная
Просмотр и обсуждение видеоматериала.
семейной
жизни.
Беседа о семейном бюджете и финансовой грамотности.
благополучие
составляющая
семьи
Финансовая грамотность
финансовой
—
залог
стабильности
и
благополучия семьи. Планирование
и распределение семейного бюджета,
предупреждение возможных рисков
— важные навыки для обеспечения
психологического
семьи,
благополучия
поддержания
здорового
образа жизни.
4.6
Вариативный
3
компонент
Раздел 5. «Поддержка семьи в российском обществе» (4 ч.)
39
Выполнение
практического
задания:
составление
личного и семейного бюджета.
Беседа о финансовых рисках. Составление памятки
«Предупреждение финансовых рисков».
Заключительная беседа
5.1
Семейная
1
Дети и защита семьи — приоритет Работа с нормативными документами, обсуждение.
политика
государственной политики России.
Беседа о мерах соцподдержки семьи со стороны
Российской
Меры поддержки молодых семей и
государства.
семей
Выполнение практического задания: работа
Федерации
и
с
детьми
в
Российской
меры
Федерации.
государственн
пользования государственными
ой поддержки
и социальными услугами — элемент
семьи
правовой культуры семьи.
Социальные
Владение
и
навыками
с официальными сайтами Госуслуг и ФСС, изучение
существующих мер социальной поддержки.
психологические
службы, общественные и религиозные
организации — ресурс помощи
сопровождения семьи
40
и
Выполнение практических заданий: работа
с материалами о материнском капитале, поддержке
молодых семей и других мерах социальной поддержки
семей.
Заключительная беседа
5.2
Правовые
1
Семейное
право
и
семейное Работа в группах: составление таблицы «Права и
аспекты
законодательство. Семейный кодекс — обязанности членов семьи».
семейной
жизни: права и
основа определения правового статуса Выполнение практических заданий: работа с текстом
семьи и ее членов. Права, обязанности и «Семейное право. Права и обязанности супругов и
обязанности
законные
семьи. других членов семьи».
Правоотношения супругов, родителей и Просмотр и обсуждение фрагмента м/ф «Три богатыря
детей. Принципы взаимодействия членов и Шамаханская царица».
членов семьи
интересы
членов
семьи при осуществлении своих прав
и
исполнении
обязанностей.
Правовая грамотность и ее значение
в жизни современной семьи
5.4
Вариативный
2
компонент
Общее
количество 34
часов по программе
41
Беседа о возможности оформления супругами брачного
договора.
Заключительная беседа