РП ВД Семьеведение 2025-2026

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга

МАОУ СОШ № 71

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»

Екатеринбург, 2025

Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ......................................................................................................... 3

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СЕМЬЕВЕДЕНИЕ» ............................................................................................................................... 9

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ..................................................................................................................... 13

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ» ........................................ 19

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика курса внеурочной деятельности
«Семьеведение»
Программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение» (далее — программа)
для обучающихся 10–11 классов общеобразовательных организаций составлена на основе
требований и положений:

•

федерального

государственного

образовательного

стандарта

среднего

общего

образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями от 12 августа 2022
г.)
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования»);

•

федеральной образовательной программы среднего общего
образования

(утверждена

приказом

Министерства

просвещения

Российской

Федерации от 18 мая 2023 г. № 371 «Об утверждении федеральной образовательной
программы среднего общего образования»);

•

федеральной рабочей программы воспитания на уровне среднего общего образования (является составной частью федеральной образовательной
программы среднего общего образования, раздел 130).
Нормативными основами разработки содержания программы являются:

1) Конституция Российской Федерации;
2) Указ Президента Российской Федерации от 09 ноября 2022 г.
№ 809 «Об утверждении

Основ

государственной

политики по сохранению и

укреплению традиционных российских духовно- нравственных ценностей»;

3) Указ Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 года
№ 875 «О проведении в Российской Федерации Года семьи»;

3

4)

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р
«Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской
Федерации на период до 2025 года»;

5) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2015 г.
№ 996-р);

6) Стратегия

национальной

безопасности

Российской

Федерации

(утверждена

Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400).
Актуальность курса внеурочной деятельности «Семьеведение»
Указом Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 года
№ 875 «О проведении Года семьи» 2024 год объявлен в Российской Федерации Годом
семьи в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения
традиционных семейных ценностей. В настоящее время на государственном уровне
реализуются многочисленные меры, направленные на поддержку семьи, сохранение и
укрепление традиционных семейных ценностей, что отражено в ряде нормативных
правовых документов (Конституции Российской Федерации, Указе Президента Российской
Федерации от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной
политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно- нравственных
ценностей», распоряжении Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. №
1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской
Федерации на период до 2025 года»). В распоряжении Правительства Российской
Федерации № 2580-р от 16 сентября 2021 г. «О плане мероприятий по реализации
Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»
также

отмечается

необходимость

проведения

мероприятий,

направленных

на

популяризацию и продвижение традиционных семейных ценностей, ответственного
родительства,

поддержку

распространение

в

и

защиту

субъектах

семьи,

материнства,

Российской

4

отцовства

Федерации

и

лучших

детства,
реги-

ональных практик реализации проектов и программ родительского просвещения и
семейного воспитания, направленных на формирование у обучающихся образовательных
организаций

и

их

родителей

(законных

представителей)

традиционных

семейных

ценностей.
Россия определила курс на укрепление семьи и всемерную поддержку родителей в
воспитании детей на основе сохранения базовых ценностей российского общества и
семейных традиций. В то же время в российском обществе констатируется кризисное
состояние социального института семьи, выражающееся в девальвации семейных
ценностей и установок, увеличении возраста вступления в первый брак и рождения детей,
росте числа разводов, большой доле неполных семей и других негативных тенденциях. Как
следствие происходит разрушение традиционных моделей семейных отношений, что
неблагоприятно сказывается на готовности молодых людей к вступлению брак, их
адаптации к семейной жизни и стабильности молодых семей.
Таким

образом,

актуальность

программы

курса

внеурочной

деятельности

«Семьеведение» для обучающихся 10–11 классов общеобразовательных организаций
обусловлена

необходимостью

целенаправленной

деятельности

по

формированию

ценностного отношения к семье и браку, культуры семейных отношений, нормативных
представлений о моделях поведения и межличностных отношениях в семье на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, социальных и семейных
традиций, принятых в российском обществе правил и норм поведения.
Цель

курса

—

формирование

позитивного

ценностного

отношения

обучающихся к семье и браку.
Основные задачи курса:

•

формирование у обучающихся представлений о значении семьи для полноценного
существования

человека,

развития

общества

и

обеспечения

устойчивости

государства;

•

стимулирование положительного эмоционального отношения обучающихся к семье
и браку, поддержка установки на семейный образ жизни, рождение и воспитание в
семье детей;

5

•

обогащение

позитивного

социокультурного

опыта

обучающихся

на

основе

воспитания в духе традиционных российских духовно- нравственных ценностей,
соблюдения принятых в российском обществе

правил

и

норм

поведения,

поддержания социальных и семейных традиций.
Методологические основы курса базируются на следующих подходах:

•

Аксиологическом подходе, который является ведущим в разработке содержания

курса и определяет его ценностно-смысловое содержание, ценностные доминанты и
целевую ориентацию на формирование отношений подрастающего поколения к семье
и браку на основе традиционных российских ценностей. Инвариантное ценностно-целевое
содержание курса определяет общее для всех граждан Российской Федерации, вне
зависимости от их мировоззренческих, культурных, национальных, религиозных и других
особенностей, содержание российских традиционных ценностей, которое представлено в
нормах Конституции Российской Федерации в качестве российских конституционных
ценностей. Наряду с этим учитывается наличие вариативного ценностно-целевого
содержания курса, которое
традициями

народов

определяется

России,

культурно-историческими

российских

традиционных

особенностями и

религий,

отражает

мировоззренческое, культурное разнообразие граждан, семей, народов России, российского
общества, регионов России, образовательных организаций.
Исходя

из

этого,

программа

включает

базовый

(инвариантный)

компонент,

содержание которого отраженно в тематическом планировании, и вариативный компонент,
который формируется с учетом региональной и местной социокультурной специфики,
потребностей обучающихся и их семей, ресурсов социального партнерства.

•

Междисциплинарный подход подразумевает проектирование содержания курса

на основе знаний, умений и навыков, полученных обучающимися при освоении ими
федеральной образовательной программы

соответствующего

также опору

6

уровня

образования,

а

на содержательный потенциал таких областей научных знаний, как

психология,

педагогика, социология, медицина, экономика и право.

•

Системно-деятельностный подход обеспечивает практико- ориентированный

характер содержания курса, полисубъектное взаимодействие в системе «педагоги —
обучающиеся — родители», использование вариативных методов, форм и средств
освоения учебного материала с акцентом на проблемных и поисковых методах.
Формы

организации

внеурочной

деятельности

при

реализации

программы

предполагают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной
и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность. Предусмотрено
использование ресурсов других организаций (социальной сферы, культуры, спорта,
здравоохранения,

дополнительного

и

профессионального

образования,

детских

общественных организаций).
Место курса «Семьеведение» в образовательном процессе
Программа курса рассчитана на реализацию в течение 34 учебных часов и
предполагает включение в учебный план образовательной организации в рамках части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Программа

служит

основой

для

разработки

рабочих

программ в составе

основной образовательной программы общеобразовательной организации в соответствии с
ее особенностями: организационно- правовой формой, контингентом обучающихся и их
родителей (законных представителей), направленностью образовательной программы,
учетом этнокультурной специфики, особых образовательных потребностей обучающихся.
Взаимосвязь курса «Семьеведение» с федеральными программами воспитания
Программа

ориентирована

на

достижение

воспитания на уровне среднего общего образования:

7

целевых

ориентиров

результатов

•

осознанно

выражающий

свою

российскую

гражданскую

принадлежность

(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе;

•

проявляющий приверженность традиционным духовно- нравственным ценностям,
культуре

народов

России

с

учетом

мировоззренческого,

национального,

конфессионального самоопределения;

•

действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей
и норм с осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие
антигуманных

и

асоциальных

поступков,

поведения,

противоречащих

этим

ценностям;

•

ориентированный

на

создание

устойчивой

семьи

на

основе

российских

традиционных семейных ценностей; понимание брака как союза мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей; неприятие
насилия в семье, ухода от родительской ответственности;

•

понимающий и выражающий в практической деятельности ценность

жизни,

здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении
своего здоровья и здоровья других людей;

•

выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическую активность), стремление
к физическому совершенствованию;

соблюдающий

и

пропагандирующий

безопасный и здоровый образ жизни;

•

участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье, в
образовательной организации, в своей местности.

8

ПЛАНИРУЕМЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ

КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»

Ориентирами планируемых результатов освоения курса «Семье- ведение» являются:

•

требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения
федеральных образовательных программ (ФОП) среднего общего образования,
прежде всего в части содержания образования о семье и браке, межличностных и
социальных отношениях (в том числе в рамках учебных предметов «Русский язык»,
«Литература», «Обществознание», «Физическая культура»);

•

целевые ориентиры результатов воспитания обучающихся в отношении семьи и
брака на уровне среднего общего образования.
Освоение обучающимися курса внеурочной деятельности

«Семьеведение» должно обеспечивать достижение личностных, мета- предметных и
предметных результатов.
Личностные результаты:

•

принятие и приверженность традиционным российским духовно- нравственным (в
том

числе

семейным)

ценностям,

культуре

народов

России

с

учётом

мировоззренческого, национального, конфессионального самоопределения;

•

готовность противостоять деструктивной идеологии, включая культивирование
эгоизма, безнравственности, отрицание естественного продолжения жизни, ценности
крепкой семьи, брака, многодетности, разрушение традиционной семьи с помощью
пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений;

•

готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

•

осознание ценности семьи и семейного образа жизни, ориентация на создание
крепкой семьи на основе российских традиционных семейных ценностей;

9

•

понимание брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и
воспитания в семье детей;

•

ответственное

отношение

к

своим

родителям,

уважение

к

старшим;

•

неприятие

насилия

в

семье, ухода

от

родительской

ответственности;

•

развитие социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться о них, проявлять

к ним интерес и разрешать

конфликты;

•

развитие способности сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное
состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;

•

сформированность ценностей здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью; практическая установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную
физическую

активность),

стремление

к

физическому

совершенствованию,

понимание значения личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья
и здоровья других людей;

•

готовность к труду, осознание ценности труда, трудолюбие, участие в социально
значимой трудовой деятельности в семье.

Метапредметные результаты:

•

освоение

межпредметных

понятий

и

универсальных

учебных

действий

(познавательных, коммуникативных, регулятивных), способность использовать их в
учебной, познавательной и социальной практике;

•

совершенствование языковой культуры как средства взаимодействия между людьми
и познания мира;

•

развитие

креативного

мышления

при

решении

жизненных

проблем;

•

овладение

навыками

учебно-исследовательской

деятельности;

10

и

проектной

•

умение переносить знания, средства и способы действия в практическую область
жизнедеятельности;

•

умение самостоятельно работать с различными информационными источниками,
оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;

•

владение

различными

способами

общения

и

взаимодействия,

умение

аргументированно вести диалог;

•

владение навыками рефлексии, умение оценивать приобретенный опыт; принятие себя,
понимание своих достоинств и недостатков.

Предметные результаты:

•

овладение лексикой, отражающей традиционные российские духовно-нравственные
ценности, ценностное отношение к семье

и браку, систему межличностных

отношений;

•

владение знаниями о роли семьи в жизни личности, общества и государства, о
браке и семье как социальном институте, функциях семьи, роли семейных ценностей
и традиций, ответственном родительстве;

•

владение знаниями о правовых основах семьи и брака;

•

владение знаниями о направлениях государственной семейной политики, мерах
государственной поддержки семьи;

•

владение знаниями об этапах и закономерностях развития семьи, способах
предотвращения и преодоления семейных конфликтов и кризисов;

•

владение знаниями о способах сохранения и укрепления здоровья,

в том числе

репродуктивного, умение применять их на практике;

•

сформированность представлений о культуре взаимоотношений в семье (с учетом
реализации вариативного ценностно-целевого содержания курса);

•

восприятие произведений литературы и искусства как источника опыта оценки
явлений с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

11

•

умение применять полученные знания для принятия практических решений в
повседневной жизни.
Освоение

обучающимися

курса

предполагает

присвоение

ими

ценностного

содержания, поэтому личностные результаты и уровень достижения целевых ориентиров
воспитания могут оцениваться посредством инструментов, нацеленных на закрепление
знаний, решение практических задач, поддержку инициатив обучающихся:

•

исследование ценностного отношения к семье, браку, осознанному родительству и
пр. до начала курса и по итогам его освоения;

•

проектная деятельность;

•

педагогическое наблюдение;

•

участие в социально-значимых проектах и акциях по тематике курса и пр.

12

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. «Готовность к созданию семьи» (3 ч.)
Личность. Быть или казаться (1 ч.)
Индивид, индивидуальность, личность. Характеристики и качества

личности.

Самоидентификация, самопознание, самовыражение и самосовершенствование личности.
Свобода

и

ответственность

личности.

Личность

и

«личина».

Пути

и

способы

самовыражения. Моральный выбор и его влияние на дальнейшую жизнь.
Эта трудная работа взросления (1 ч.)
Период юности — последнее время детства и первый возраст взрослости.
Социально-коммуникативные и психофизиологические особенности юношеского возраста.
Кризис юности и условия его преодоления. Взросление и самоопределение, планирование
будущего. Планирование будущей семейной жизни как одна из составляющих процесса
взросления и самоопределения личности.
Мужественность и женственность (1 ч.)
Историко-культурные истоки понятий мужественности и женственности. Качества,
определяющие мужественность и женственность. Гражданско-правовое равноправие полов
как конституционная норма и основополагающий принцип семейного права. Черты и
качества будущего спутника жизни.
Раздел 2. «Ценности и традиции семьи» (6 ч.)
Семья как традиционная российская ценность (1 ч.)
Традиционные российские духовно-нравственные ценности — основа государства,
общества и семьи. Понятие «крепкая семья» как традиционная ценность. Ценности
человека — основа его личности. Взаимосвязь ценностей и представлений человека о
счастье. Семья как важная составляющая человеческого счастья.

13

Что делает семью крепкой: семейные ценности и традиции (1 ч.)
Семейные ценности и традиции — основа сплоченной и крепкой семьи. Традиции —
способ передачи из поколения в поколение нравственных установок, ценностей, норм,
образцов поведения, обычаев. Старшее поколение — хранитель семейных традиций,
семейной истории, основа семейной общности. Семейная история — часть общего
наследия нашего народа. Укрепление семейных ценностей как условие поддержания
единства, стабильности, гармонии и благополучия общества.
Искусство быть вместе (1 ч.)
Этика и культура семейного общения. Условия и правила конструктивного общения.
Общие ценности как основа взаимопонимания. Умение слышать и слушать, принимать
позицию другого и идти на компромиссы — основа крепких отношений в семье. Способы
демонстрации любви и взаимопонимания в семье.
Уклад семьи (1 ч.)
Семейный уклад — фундамент семейной жизни. Ценности, традиции, отношения —
составляющие семейного уклада. Общее и индивидуальное в укладе российских семей.
Традиции в укладе современной российской семьи. Закономерности формирования уклада
семьи. Взаимосвязь культуры семейного общения и семейного уклада.
Вариативный компонент (2 ч.)

Раздел 3. «Возрасты семьи» (13 ч.)
Любовь и влюбленность. Выбор спутника жизни (1 ч.)
Любовь в жизни человека. Любовь как стимул к самосовершенствованию.
Влюбленность и любовь: сходство и отличия. Выбор спутника жизни — основа
благополучия в будущем. Качества и факторы, влияющие на выбор спутника жизни.
Взаимопонимание, доверие, единство во взглядах и ценностных установках как основа
любви.

14

Романтические отношения (1 ч.)
Этапы романтических отношений: знакомство, первое свидание, знакомство с
родителями. Личностные качества избранника и ожидания молодых людей друг от друга.
Особенности общения на этапе романтических отношений. Правила личной безопасности
при знакомстве и в начале отношений.
Готовность к созданию семьи (1 ч.)
Личностная готовность к семейной жизни — главное условие успешности брака и
стабильности

будущей

семьи.

Основные

составляющие

подготовки

к

браку.

Синхронизация личных жизненных целей и установок — ключевое условие готовности к
семейной жизни.
Свадьба. Становление семьи (1 ч.)
Заключение брака — изменение социального статуса человека и рождение новой
семьи. Подача заявления и регистрация брака. Свадьба как знаковое событие в жизни
человека. Брак как основное условие создания семьи. Единые цели и ценности, доверие
супругов — основа устойчивых отношений в молодой семье.
Первые годы в браке (1 ч.)
Первые годы брака — формирование системы отношений между супругами, уклада
новой семьи. Причины разногласий в молодой семье. Совместное ведение домашнего
хозяйства и семейного бюджета, организация совместного досуга — важные аспекты
становления семьи. Взаимоуважение и взаимопонимание — условие успешного решения
затруднительных ситуаций.
Мотивы рождения детей (1 ч.)
Любовь к детям как неотъемлемое свойство человеческой природы. Готовность стать
родителями. Мотивы рождения детей и их влияние на будущее семьи. Статус родителя и
подготовка к нему. Ответственное родительство.

15

Родительство и подготовка к рождению ребенка (1 ч.)
Изменения в жизни семьи, связанные с появлением ребенка. Освоение родительских ролей.
Установки и ожидания будущих родителей. Способы преодоления проблем и разногласий,
связанных с рождением ребенка.
Родительская любовь. Воспитание детей (1 ч.)
Принятие, поддержка, уважение, доверие как составляющие родительской любви.
Забота о детях, их воспитание — право и обязанность родителей. Соблюдение баланса в
воспитании. Эмоциональная связь с ребенком — важное «слагаемое» родительства.
Родители и дети: взаимоотношения поколений (1 ч.)
Связь поколений — условие сохранения традиций и ценностей семьи. Роль бабушек
и дедушек в воспитании ребенка. Забота о старших родственниках. Уважение, доверие,
забота — основа отношения детей к родителям.
Конфликты в семье и способы их преодоления (1 ч.)
Семейный конфликт как противоречие потребностей, интересов, ценностных
установок супругов. Наиболее частые причины семейных конфликтов. Условия и способы
конструктивного разрешения семейных конфликтов. Влияние конфликтов на семью.
Преодоление семейных кризисов (1 ч.)
Семейные кризисы как этапы развития семьи. Причины возникновения семейных
кризисов. Нормативные и ненормативные семейные кризисы.

Способы

преодоления кризисов. Родители и дети в ситуации семейных кризисов.
Вариативный компонент (2 ч.)

16

и условия

Раздел 4. «Благополучие и здоровье семьи» (8 ч.)1
Здоровый образ жизни семьи (1 ч.)
Здоровье человека как фактор личностного и профессионального успеха. Здоровый
образ жизни как фундамент благополучия семьи. Забота о своем здоровье в юности —
профилактика возможных семейных проблем. Составляющие здорового образа жизни.
Полезные и вредные привычки (1 ч.)
Влияние вредных привычек на благополучие семьи. Полезные привычки, их влияние
на жизнедеятельность и взаимосвязь со здоровым образом жизни. Формирование
привычек. Уклад семьи, основанный на здоровом образе жизни.
Основы репродуктивного здоровья (1 ч.)
Репродуктивное здоровье и его взаимосвязь со здоровым образом жизни. Знание и
понимание угроз репродуктивному здоровью — первый шаг к осознанному родительству.
Источники получения знаний о репродуктивном здоровье и современные возможности его
диагностики и поддержания.
Психологическое здоровье семьи (1 ч.)
Психологическое здоровье, условия его сохранения: способность адаптироваться к
изменяющимся условиям, противостоять стрессовым ситуациям, развитая рефлексия,
позитивное мышление, саморазвитие. Сохранение семейных ценностей, гармоничные
семейные отношения как фактор обеспечения психологической устойчивости семьи.
Экономическое благополучие семьи (1 ч.)
Экономика семьи — важная составляющая семейной жизни. Финансовая
грамотность — залог финансовой стабильности и благо-

1

Содержание раздела разработано при участии ведущих специалистов Министерства
здравоохранения Российской Федерации, ФП ПФ ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н. И.
Пирогова Минздрава России, НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ № 2
ФГБНУ «РНЦХ им. акад. Б. В. Петровского», ФГБНУ «ФМЦ ПМИ», ФГБНУ
«ИРЗАР», ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России.

17

получия семьи. Планирование и распределение семейного бюджета, предупреждение
возможных рисков — важные навыки для обеспечения психологического благополучия
семьи, поддержания здорового образа жизни.
Вариативный компонент (3 ч.)

Раздел 5. «Поддержка семьи в российском обществе» (4 ч.)2
Семейная

политика

Российской

Федерации

и

меры

государственной

поддержки семьи (1 ч.)
Дети и защита семьи — приоритет государственной политики России. Меры
поддержки молодых семей и семей с детьми в Российской Федерации. Владение навыками
пользования государственными и социальными услугами — элемент правовой культуры
семьи.
Социальные и психологические службы, общественные и религиозные организации
— ресурс помощи и сопровождения семьи.
Правовые аспекты семейной жизни: права и обязанности членов семьи (1 ч.)
Семейное право и семейное законодательство. Семейный кодекс — основа определения
правового статуса семьи и ее членов. Права, обязанности и законные интересы членов
семьи. Принципы взаимодействия членов семьи при осуществлении своих прав и
исполнении обязанностей. Правовая грамотность и ее значение в жизни современной
семьи.
Вариативный компонент (2 ч.)

18

2

Содержание раздела разработано при участии ведущих специалистов ФГБУ
«Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Минтруда России.

19

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»

№
п/п

Наименование

Кол-

разделов

во

и

тем курса

Форма работы / характеристика деятельности
Программное содержание

обучающихся

часов

Раздел 1. «Готовность к созданию семьи» (3 ч.)
1.1

Личность.
или казаться

Быть 1

Индивид, индивидуальность, личность. Чтение и обсуждение стихотворения Е. Евтушенко
Характеристики и качества личности. «Людей неинтересных в мире нет…».
Самоидентификация,

самопознание, Выполнение практического рефлексивного задания.

самовыражение

Работа с цитатами, беседа.

и самосовершенствование личности.
Свобода и ответственность личности.
Личность и «личина».
Пути и способы самовыражения.
Моральный выбор и его влияние на

Просмотр короткометражного фильма «Фальшивка»,
обсуждение.
Чтение и обсуждение стихотворения Ю. Левитанского
«Каждый выбирает для себя…».
Чтение и обсуждение притчи. Заключительная беседа

дальнейшую жизнь

20

1.2

Эта

трудная

Период юности — последнее время

Просмотр и обсуждение фрагментов из х/ф

работа

детства и первый возраст взрослости.

«Мама» и/или «Курьер».

взросления

Социально-коммуникативные

1

Работа в группах: анализ таблицы «Возрастная
особенности периодизация по Д. Б. Эльконину».
юношеского возраста. Кризис юности и
Прослушивание и обсуждение аудиозаписи — В.
условия его преодоления. Взросление и
Высоцкий «Песня о возрасте».
самоопределение,
планирование
Просмотр и обсуждение видеоролика «Выбор». Беседа
будущего.
Планирование
будущей
о планировании будущей семейной жизни.
семейной
жизни
как
одна
из
Работа с иллюстративным материалом. Заключительная
составляющих процесса взросления и
беседа
самоопределения личности
и

психофизиологические

21

1.3

Мужественность 1

Историко-культурные

и женственность

мужественности

и

Качества,

истоки

понятий Работа с иллюстративным материалом, беседа. Работа с

женственности. понятиями «мужественность»
определяющие и «женственность».

мужественность и женственность.

Работа

Полоролевые модели поведения и их

определяющих мужественность и женственность.

историко-культурные
трансформации.

в

группах:

составление

перечня

качеств,

Работа с фрагментами литературных произведений,
Гражданско-

правовое

иллюстрирующих

понятия

мужественности

женственности.

равноправие полов как конституционная
норма и основополагающий принцип
семейного права. Черты
и качества будущего спутника жизни
Раздел 2. «Ценности и традиции семьи» (6 ч.)

22

Прослушивание и обсуждение видеоклипа
«Родина» (проект «Музыка вместе»).
Заключительная беседа

и

2.1

Семья

как 1

Традиционные

российские

традиционная

нравственные

российская

государства, общества и семьи.

ценность

Понятие

«крепкая

традиционная
человека

—

Взаимосвязь
представлений
Семья

ценности

духовно- Беседа, работа с цитатами.

как

—

семья»

ценность.
основа

основа Работа с понятиями «культурный код», «ценности».

Ценности

его

личности.

ценностей
человека
важная

как

о

и
счастье.

составляющая

человеческого счастья

Выполнение

практического

задания

по

текстам

нормативных правовых документов (Конституция
Российской Федерации, Указ Президента Российской
Федерации от 09.11.2022 г. № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей»).
Выполнение

практического

задания:

заполнение

таблицы «Значимые ценности».
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф «Доживем до
понедельника».
Чтение и обсуждение притчи.
Заключительная беседа

23

2.2

Что делает семью 1

Семейные ценности и традиции —

Чтение

крепкой:

основа сплоченной и крепкой семьи.

победителя Всероссийского конкурса сочинений.

семейные

Традиции

Работа с понятиями «традиции», «семейные традиции».

ценности

поколения в поколение нравственных

Работа с текстом о семейных традициях, обсуждение

и традиции

установок, ценностей, норм, образцов

новеллы О. Генри «Дары волхвов», заполнение таблицы.

—

способ

поведения,

передачи

обычаев.

поколение

—

хранитель

из

Старшее
семейных

традиций, семейной истории, основа
семейной

общности.

Семейная

история — часть общего наследия

и

обсуждение

Обсуждение

рассказа

результатов

«Девичьи

исследования

грёзы»

традиций

семейного воспитания ФГБНУ «ИИДСВ».
Работа

в

парах/мини-группах:

«проектирование»

традиций воображаемой будущей семьи

нашего народа.
Укрепление семейных ценностей как
условие

поддержания

стабильности,

единства,

гармонии

и

благополучия общества
2.3

Искусство
быть вместе

1

Этика и культура семейного общения. Чтение и обсуждение притчи.
Условия

и

правила

конструктивного Беседа о нормах и правилах поведения и общения в
общения. Общие ценности как основа семье.
взаимопонимания.
Умение

Выполнение

слышать

и

слушать,

принимать позицию другого и идти
на компромиссы — основа креп- ких
отношений

в

семье.

Способы

24

практического

задания:

составление

памятки «Как правильно общаться в семье».
Работа в группах: обсуждение способов выражения
любви, составление мини-текста о способах выражения
любви в семье.

демонстрации

любви

и

взаимопонимания в семье

Работа с цитатами.
Заключительная беседа

25

2.4

Уклад семьи

1

Семейный

уклад

—

фундамент Чтение и обсуждение фрагмента романа А. С.

семейной жизни. Ценности, традиции, Пушкина «Евгений Онегин».
отношения –составляющие семейного Работа с понятиями «уклад», «семейный уклад».
уклада. Общее и индивидуальное в
Чтение и обсуждение фрагментов из литературных
укладе российских семей. Традиции и
произведений (по выбору).
новации
в
укладе
современной
Анкетирование
обучающихся
по
вопросам
их
российской семьи.
ценностного
отношения
к
семье,
обсуждение
Закономерности формирования уклада
результатов мониторинга ценностных ориентаций
семьи. Взаимосвязь кульуры семейного
современной молодежи
общения и семейного уклада
2.5

Вариативный

2

компонент3
Раздел 3. «Возрасты семьи» (13 ч.)

26

3.1

Любовь

и1

Любовь в жизни человека. Любовь как Чтение
к

и

обсуждение

стихотворений

Р.

Рожде-

влюбленность.

стимул

самосовершенствованию. ственского, Б. Заходера.

Выбор спутника

Любовь и влюбленность.

Работа с иллюстративным материалом. Беседа по

жизни

Качества и факторы, влияющие на

высказыванию Л. Н. Толстого.

выбор партнера. Взаимопонимание,

Работа с понятиями «любовь» и «влюбленность».

доверие, единство во взглядах и
ценностных установках как основа
любви

Выполнение

практического

задания:

заполнение

таблицы «Различия отношений во влюбленности и
любви».
Чтение и обсуждение стихотворений А. С. Пушкина, М.
Ю. Лермонтова. Работа с цитатой.
Выполнение

практического

задания:

составление

перечня качеств будущего избранника.
Работа с цитатами. Заключительная беседа

3

Содержание определяется образовательной организацией с учетом региональной и местной социокультурной специфики,
потребностей обучающихся и их семей, ресурсов социального партнерства.

27

3.2

Романтические

1

отношения

Этапы

романтических

знакомство,

отношений:

первое

свидание,

Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф «Вам и не
снилось».

знакомство с родителями. Личностные

Работа в группах: выполнение практических заданий на

качества

темы «Знакомство», «Первое свидание»,

избранника

и

ожидания

молодых людей друг от друга.
Особенности

общения

романтических

«Знакомство с родителями».

на

отношений.

этапе
Правил

личной безопасности при знакомстве и в
начале отношений

Составление памятки «Правила личной безопасности
при

знакомствах

и

общении

в

Интернете

и

соцсетях».
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф «Москва слезам
не верит».
Заключительная беседа

3.3

Готовность

1

Личностная

готовность

к

семейной Работа с понятием «готовность к вступлению в

к созданию

жизни — главное условие успешности брак».

семьи

брака и стабильности будущей семьи. Выполнение практического задания: заполнение
Духовная и материальная составляющие таблицы (знания, умения, навыки, необходимые для
подготовки к браку.

Синхронизация вступления в брак).
личных жизненных целей и установок Работа в группах:

анализ

классификации

видов

— ключевое условие готовности к готовности к браку и оценка собственного уровня
семейной жизни
готовности к браку.
Выполнение практического задания: проектирование
способов повышения собственного уровня готовности к
браку.

28

Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф «Большая
перемена».
Заключительная беседа

29

3.4

Свадьба.

1

Заключение

брака

—

изменение Работа

Становление

социального статуса человека

семьи

и

рождение

новой

с

иллюстративным

материалом.

Беседа.

Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф «Лед-2».

семьи.

Подача Выполнение

практического

задания:

анализ

заявления и регистрация брака.

фрагментов ФЗ № 143-ФЗ от 15.11.1997 «Об актах

Свадьба как знаковое событие

гражданского состояния», Семейного кодекса РФ,

в

Гражданского

жизни

человека.

Преимущества

кодекса

РФ,

бланка

заявления

вступления в законный брак. Единые

регистрации брака.

цели и ценности, доверие супругов

Обсуждение

— основа устойчивых отношений в

ориентаций молодежи.

молодой семье

Чтение и обсуждение фрагмента из романа Л.

результатов

мониторинга

о

ценностных

Н. Толстого «Анна Каренина».
Работа с цитатами. Заключительная беседа
3.5

Первые годы в
браке

1

Первые годы брака — формирование

Просмотр

системы

Царевич и Серый Волк».

отношений

между

и

обсуждение

фрагмента

м/ф

«Иван-

супругами, уклада новой семьи.

Просмотр и обсуждение фрагментов х/ф «Одиноким

Причины разногласий в молодой

предоставляется

семье. Совместное ведение

обстоятельствам»

домашнего

хозяйства

общежитие»

и

«По

семейным

и

семейного Выполнение практического задания: заполнение
бюджета,
организация
совместного таблицы «Обязанности супругов в семье»,
досуга — важные аспекты становления обсуждение.
семьи. Взаимоуважение
и

взаимопонимание

конструктивного

—

условие
решения

30

Анализ и решение кейсов.
Выполнение практического задания: формулирование

затруднительных ситуаций

правил совместной жизни для молодоженов

31

3.6

Мотивы

1

рождения

Любовь
свойство

к

детям

как

неотъемлемое Работа с иллюстративным материалом и цитатами.

природы. Обсуждение результатов
Мотивы рождения детей и их влияние на ориентаций молодежи.

детей

будущее

человеческой

семьи.

Статус

родителя

и

подготовка к нему.
Ответственное

мониторинга

ценностных

Просмотр и обсуждение фрагментов х/ф «Усатый
нянь», «Что у Сеньки было».

родительство

сложный и многогранный феномен

как

Работа со справочной информацией (мотивы рождения
детей), беседа о родительской ответственности.
Работа с цитатами. Заключительная беседа

3.7

Родительство и
подготовка

к

1

Изменения в жизни семьи, связанные с Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф
появлением ребенка.

«По семейным обстоятельствам». Работа с

рождению

Психологическая, физическая

понятием «родительство».

ребенка

и

материальная

готовность

к Выполнение практического задания «Введение в

родительству. Установки и ожидания понятие «родительство»».
будущих

родителей.

одоления

проблем

Способы
и

пре- Выполнение практического задания: составление
разногласий, характеристики «идеального» родителя, беседа.

связанных с появлением в семье ребенка Работа в группах: заполнение таблицы «Изменения в
семье и трудности, связанные с рождением ребенка».
Работа с цитатами. Заключительная беседа

32

3.8

Родительская

1

Принятие, поддержка, уважение, доверие Чтение и обсуждение стихотворения А. Вертинского

любовь.

как составляющие родительской любви. «Доченьки».

Воспитание

Забота о детях, их воспитание — право и Работа с понятием «родительская любовь». Чтение
обязанность родителей. Соблюдение фрагментов из повестей Л. Н. Толстого

детей

баланса

«Детство» и Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», беседа.

в воспитании. Эмоциональная связь с
ребенком

—

важное

«слагаемое»

родительства. Старшее поколение как
ресурс помощи семье с ребенком

Просмотр

и

обсуждение

видеофрагмента

«Без-

жизненное лицо».
Работа с цитатами о родительской любви и воспитании
детей.
Просмотр фрагмента х/ф «Хороший мальчик», беседа.
Анализ и решение кейсов.
Заключительная беседа

3.9

Родители
и

1
дети:

Связь

поколений

сохранения

традиций

—

условие

и

ценностей

Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф
«Чебурашка».

взаимоотношени

семьи. Роль бабушек и дедушек в

Прослушивание и обсуждение песни И. Саруханова

я поколений

воспитании

«Дорогие мои старики».

старших

ребенка.

родственниках.

Забота

о

Уважение,

доверие, забота — основа отношения
детей к родителям

Обсуждение

результатов

исследования

традиций

семейного воспитания ФГБНУ «ИИДСВ».
Чтение и обсуждение притчи Л. Н. Толстого «Старый
дед и внучек», беседа.
Выполнение
благодарности».

33

практического

задания

«Слова

Просмотр

и

обсуждение

Заключительная беседа

34

социальной

рекламы.

3.10

Конфликты в

1

семье
и

способы

преодоления

их

Семейный конфликт как противоречие

Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф

потребностей, интересов, ценностных

«По семейным обстоятельствам». Работа с

установок супругов. Наиболее частые

понятием «конфликт».

причины

Просмотр и обсуждение фрагментов х/ф «Вам и не

семейных

конфликтов.

Условия и способы конструктивного

снилось», «Однажды двадцать лет спустя».

разрешения

семейных

Выполнение

Негативное

и

конфликтов.

позитивное

влияние

конфликтов на семью

практического

задания:

анализ

типо-

логии конфликтов, заполнение таблицы.
Выполнение практических заданий на основе техники
«Я-высказывание».
Выполнение
таблицы

практического

«Конструктивное

задания:
и

заполнение

неконструктивное

поведение в конфликтной ситуации».
Выполнение практического задания
«Комплимент».
Чтение и обсуждение притчи. Заключительная беседа

35

3.11

Преодоление

1

Семейные кризисы —

семейных

этапы

развития

кризисов

возникновения
Нормативные

закономерные Беседа. Работа с понятиями «кризис», «семейный

семьи.

Причины кризис».

семейных
и

кризисов. Работа со справочной информацией
ненормативные семейных кризисов), обсуждение.

(типология

семейные кризисы. Способы и условия Выполнение практического задания: заполнение
преодоления кризисов. Родители и дети в таблицы, сопоставление понятий «конфликт»
ситуации семейных кризисов

и «кризис».
Работа в группах: проектирование советов по
преодолению семейных кризисов.
Заключительная беседа, работа с незаконченными
предложениями

3.12

Вариативный

2

компонент

36

Раздел 4. «Благополучие и здоровье семьи» (8 ч.)
4.1

Здоровый
образ

1

жизни

Здоровье

человека

личностного

семьи

успеха.

и

Здоровый

как

фактор Обсуждение результатов мониторинга ценност- ных

профессионального ориентаций молодежи.
образ

жизни

как Просмотр и обсуждение м/ф «Ваше здоровье». Беседа о

фундамент благополучия семьи.

здоровом образе жизни.

Забота о своем здоровье в юности —

Выполнение

профилактика возможных семейных

кластера «Здоровый образ жизни».

проблем.

Работа в группах: ознакомление с рекомендациями по

Составляющие

здорового

образа жизни

практического

задания:

заполнение

здоровому образу жизни.
Заключительная беседа

4.2

Полезные и

1

Влияние вредных привычек

вредные

на

привычки

привычки,

благополучие

семьи.

их

жизнедеятельность

Обсуждение

мониторинга

ценностных

Полезные ориентаций молодежи.

влияние
и

результатов

на Работа с цитатами, понятием «привычка».

взаимосвязь

со Беседа о формировании полезных и вредных привычек.
здоровым образом жизни. Формирование
Просмотри и обсуждение фрагмента х/ф «Хороший
привычек. Уклад семьи, основанный на
мальчик».
здоровом образе жизни
Работа в группах: проектирование семейных традиций,
способствующих формированию здоровых привычек.
Просмотр и обсуждение фрагмента м/ф «Иван Царевич
и табакерка».
Чтение

и

обсуждение

фрагментов

произведений. Заключительная беседа

37

литературных

4.3

Основы

1

Репродуктивное

здоровье

и

его

репродуктивного

взаимосвязь со здоровым образом

здоровья

жизни. Знание и понимание угроз
репродуктивному

здоровью

—

первый шаг к осознанному
родительству.

Источники

получения

знаний о репродуктивном здоровье и
современные

возможности

его

Работа с понятием «репродуктивное здоровье».
Работа в группах: определение факторов, влияющих на
репродуктивное

здоровье;

формулирование

правил

сохранения репродуктивного здоровья.
Работа

с

фрагментом

научно-популярного

текста,

обсуждение.
Заключительная беседа

диагностики и поддержания
4.4

Чтение и обсуждение притчи.

Психологическое 1

Психологическое здоровье, условия

Вводная беседа. Работа с определением понятий

здоровье семьи

его

«стресс», «психологическое здоровье», работа со

сохранения:

адаптироваться

к

способность
изменяющимся

справочной информацией.

условиям, противостоять стрессовым

Работа в группах: определение и обсуждение критериев

ситуациям,

психологического здоровья семьи.

развитая

рефлексия,

позитивное мышление

Беседа о влиянии стресса на семью, работа со

и саморазвитие. Сохранение семейных
ценностей,
отношения

гармоничные
как

фактор

семейные
обеспечения

психологической устойчивости семьи

схемой «Стадии развития стресса».
Работа

в

группах:

ознакомление

с

различными

способами саморегуляции.
Выполнение

практического

задания

«Памятка

поддержания психологического здоровья семьи».
Заключительная беседа, работа с незаконченными
предложениями

38

4.5

Экономическое

1

Экономика

семьи

—

важная

Просмотр и обсуждение видеоматериала.

семейной

жизни.

Беседа о семейном бюджете и финансовой грамотности.

благополучие

составляющая

семьи

Финансовая грамотность
финансовой

—

залог

стабильности

и

благополучия семьи. Планирование
и распределение семейного бюджета,
предупреждение возможных рисков
— важные навыки для обеспечения
психологического
семьи,

благополучия

поддержания

здорового

образа жизни.
4.6

Вариативный

3

компонент
Раздел 5. «Поддержка семьи в российском обществе» (4 ч.)

39

Выполнение

практического

задания:

составление

личного и семейного бюджета.
Беседа о финансовых рисках. Составление памятки
«Предупреждение финансовых рисков».
Заключительная беседа

5.1

Семейная

1

Дети и защита семьи — приоритет Работа с нормативными документами, обсуждение.

политика

государственной политики России.

Беседа о мерах соцподдержки семьи со стороны

Российской

Меры поддержки молодых семей и

государства.

семей

Выполнение практического задания: работа

Федерации

и

с

детьми

в

Российской

меры

Федерации.

государственн

пользования государственными

ой поддержки

и социальными услугами — элемент

семьи

правовой культуры семьи.
Социальные

Владение

и

навыками

с официальными сайтами Госуслуг и ФСС, изучение
существующих мер социальной поддержки.

психологические

службы, общественные и религиозные
организации — ресурс помощи
сопровождения семьи

40

и

Выполнение практических заданий: работа
с материалами о материнском капитале, поддержке
молодых семей и других мерах социальной поддержки
семей.
Заключительная беседа

5.2

Правовые

1

Семейное

право

и

семейное Работа в группах: составление таблицы «Права и

аспекты

законодательство. Семейный кодекс — обязанности членов семьи».

семейной
жизни: права и

основа определения правового статуса Выполнение практических заданий: работа с текстом
семьи и ее членов. Права, обязанности и «Семейное право. Права и обязанности супругов и

обязанности

законные

семьи. других членов семьи».
Правоотношения супругов, родителей и Просмотр и обсуждение фрагмента м/ф «Три богатыря
детей. Принципы взаимодействия членов и Шамаханская царица».

членов семьи

интересы

членов

семьи при осуществлении своих прав
и

исполнении

обязанностей.

Правовая грамотность и ее значение
в жизни современной семьи
5.4

Вариативный

2

компонент
Общее

количество 34

часов по программе

41

Беседа о возможности оформления супругами брачного
договора.
Заключительная беседа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».