ДООП Художественное чистописание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Чистописание»
разработана

на

основе

требований

к

результатам

освоения

Основной

образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ № 71»
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧИСТОПИСАНИЕ»
Программа ориентирована на развитие навыков письма и выработку
каллиграфического почерка. В процессе изучения

курса учащиеся имеют

возможность расширить свои представления о каллиграфии, познакомиться с её
историей и областями применения. Курс - межпредметный: наряду со сведениями из
области русского языка в его содержание входят знания по технологии, искусству,
истории.
Систематическое использование методов и приемов обучению каллиграфии
способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших
школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности и
изучения русского языка и других школьных дисциплин.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧИСТОПИСАНИЕ»
Научить детей писать правильно, красиво, аккуратно, формировать навыки письма
через различные методы и приёмы.
Образовательные задачи курса:
Познакомить

детей с необходимыми предметами

и материалами

для

занятия каллиграфией и приемами работы с ними.
Научить проявлять творческий подход к работе.
Научить планировать, предвидеть

результат работы и достигать его, при

необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Развивающие задачи:
Способствовать совершенствованию мелкой моторики рук, точных движений
пальцев. Развивать глазомер.
Воспитательные задачи:
Воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремленность, самодисциплину.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧИСТОПИСАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Всего 135 часов: 1 класс 33 часа (1 час в неделю), 2 - 4 классы по 34 часа (1 час в

неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс

№

Наименование

раздела

Формы

Виды

Количество

п/п

программы

организации

деятельности часов

1.

Введение

Групповая,

Игровая

2

Игровая

2

Игровая

4

Игровая

7

Упражнения для работы Фронтальная

Творческая,

9

над формой

проектная

индивидуальная
2.

Развитие

мелкой Фронтальная

моторики
3.

Упражнение для работы Групповая,
над высотой букв

4.

индивидуальная

Упражнения для работы Фронтальная,
над формой отдельных

групповая

букв
5.

сопоставляемых букв
6.

Упражнения для работы Групповая

Учебно-

над наклоном и

познавательная

6

параллельностью
элементов букв
7.

Практические

и Групповая

творческие работы

Творческая,

3

проектная

Итого

33ч

2 класс

№

Наименование

раздела

Формы

Виды

Количество

п/п

программы

организации

деятельности часов

1.

Элементы букв.

Групповая,

Игровая

17

Игровая

15

индивидуальная
2.

Написание схожих групп Фронтальная

букв
7.

Практические

и Групповая

творческие работы

Творческая,

2

проектная

Итого

34ч

3 класс

№

Наименование

раздела

Формы

п/п

программы

1

История письменности на
Индивидуальная учебно-

2

организации

Виды

Количество

деятельности часов
17

Руси

фронтальная

познавательная

Написание

групповая

игровая

15

Творческая,

2

художественных
соединений
3

Практические

иГрупповая

творческие работы

проектная

Итого

34ч

4 класс

№ п/пНаименование

раздела Формы работы Виды

программы
1.

Повторение

Количество

деятельности часов
Групповая,

Игровая

13

Игровая,

5

индивидуальная
2.

Узоры в письме

Фронтальная

учебнопознавательная
3.

Шрифты

Групповая,

Игровая

12

Фронтальная,

Творческая,

4

групповая

проектная

индивидуальная
4.

Творческий проект
Итого

34ч

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЧИСТОПИСАНИЕ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты
-

формирование

Метапредметные результаты
чувства -

принимать и сохранять цели и задачи

гордости
за свою Родину;
-

учебной деятельности;

формирование

в

-

средствами

сотрудничестве с

учителем

находить

литературных средства их осуществления и ставить новые

произведений целостного взгляда учебные задачи;
на мир в единстве и разнообразии
- проявлять познавательную инициативу в
природы;

учебном сотрудничестве;

уважительного отношения- к учитывать

-

русскому языку как родному

выделенные

учителем ориентиры действия в новом

языку русского народа и языкам, учебном материале (в сотрудничестве с
на

которых

говорят

другие учителем, одноклассниками);

народы;
-

-

интереса

к

языковой

схемы, таблицы) представления информации

представления
многообразии
мира,

о для создания моделей изучаемых единиц
окружающего языка, преобразовывать модели и схемы для

некоторых

духовных решения

традициях русского народа;
-

формирование

знаково-

и символические средства (в том числе модели,

речевой деятельности;
-

использовать

учебных,

практических

и

лингвистических задач;

уважительного
- владеть навыками смыслового чтения текстов

отношения к иному мнению;

различных стилей и жанров в соответствии с
конкретными целями и задачами;
-

признавать

возможность

существования

различных точек зрения и права каждого

иметь

свою;

излагать

своё

мнение

и

аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
-

стремиться к более точному выражению
собственного мнения и позиции;

Предметные результаты


представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии,
пополнении словарного запаса русского языка;



представление о правилах речевого этикета;



осознание значимости чтения для личного развития;



достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития;



использование разных видов чтения;



умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности
научно-познавательных, учебных и художественных произведений;



развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный
текст на основе художественного произведения.



формирование гигиенических навыков письма;



формирование умения писать графически правильно и четко;



формирование скорописи;



формирование правильного соединения букв;



знать происхождение русских слов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ п/п

Тема занятия

количество
часов

1

Понятие «каллиграфия». История возникновения и 1
развития письменности.

2

Упражнения для осанки.

1

3

Упражнения для развития свободных движений руки.

1

4

Штриховка геометрических фигур.

1

5

Упражнения для работы над высотой букв. Штриховка

1

6

Написание заглавных букв с использованием модульной 1
сети.

7

Буквица

8

Вензель

1
(применение

каллиграфии

в

вышивке

и1

искусстве)
9

Письмо с проговариванием

10

Упражнения для работы над формой отдельных букв. 1

1

Прием работы с калькой
11

Упражнения для работы над формой отдельных букв. 1
Письмо букв с нижним элементом: з, р, у, д

12

Упражнения для работы над формой отдельных букв. 1
Последовательность написания букв Ф, ф

13

Упражнения для работы над формой отдельных букв. 1
Варианты написания элемента буквы «ы».

14

Упражнения для работы над формой отдельных букв. 1
Заглавные буквы Г,П,Т,Р

15

Упражнения для работы над формой отдельных букв. 1
Особенности написания элемента «шапочка».

16

Упражнения для работы над формой сопоставляемых 1
букв: и, л

17

Упражнения для работы над формой сопоставляемых 1
букв: ш, м.

18

Упражнения для работы над формой сопоставляемых 1
букв: о, ю.

19

Упражнения для работы над формой сопоставляемых 1
букв: л, я.

20

Упражнения для работы над формой сопоставляемых 1
букв: х, ж. Безотрывное написание Х, Ж.

21

Упражнения для работы над формой сопоставляемых 1
букв: ч, у

22

Упражнения для работы над формой сопоставляемых 1
букв: в, з.

23

Упражнения для работы над формой сопоставляемых 1
букв: з, е.

24

Упражнения для работы над формой сопоставляемых 1
букв: с, э.

25

Упражнения для работы над наклоном и параллельностью 1
элементов букв.

26

Выполнение заданий по образцу.

27

Упражнения

для

работы

над

1
соединением

букв. 1

Прописывание слогов: нижнее соединение.
28

Упражнения

для

работы

над

соединением

букв. 1

Прописывание слогов: нижнее соединение.
29

Упражнения

для

работы

над

соединением

букв. 1

Прописывание слогов: верхнее соединение
30

Рациональные способы соединений в словах. Упражнения 1
для работы над соединением букв.

31

Написание

текстов

поздравления,

приглашения

на 1

открытке
32

Написание
ученика.

текста

объявления,

визитной

карточки 1

2 класс
№ п/п

Тема занятия

Количество
часов

1.

Что такое каллиграфия?

1

2.

Что такое каллиграфия?

1

3.

Большие и малые прямые наклонные линии

1

4.

Большие и малые прямые наклонные линии

1

5.

Прямая линия с закруглением внизу

1

6.

Прямая линия с закруглением внизу

1

7.

Прямая наклонная линия с закруглением вверху

1

8.

Прямая наклонная линия с закруглением вверху

1

9.

Малая

и

большая

прямые

наклонные

линии

с1

наклонные

линии

с1

закруглениями вверху и внизу
10.

Малая

и

большая

прямые

закруглениями вверху и внизу
11.

Большие и малые полуовалы

1

12.

Большие и малые полуовалы

1

13.

Линия с петлей вверху и внизу

1

14.

Линия с петлей вверху и внизу

1

15.

Малая и большая пламевидные прямые

1

16.

Малая и большая пламевидные прямые

1

17.

Петля на линии строки.

1

18.

Группа букв: и, ш, И, Ш, п, р, т, г

1

19.

Группа букв: и, ш, И,Ш,п,р,т,г

1

20.

Группа букв: л,м,Л,М,я,Я

1

21.

Группа букв: л,м,Л,М,я,Я

1

22.

Группа букв:у,ц,щ,Ц,Щ,Ч,ч

1

23.

Группа букв:у,ц,щ,Ц,Щ,Ч,ч

1

24.

Группа букв с,С,е,о,О,а,.д,б

1

25.

Группа букв с,С,е,о,О,а,.д,б

1

26.

Группа букв: ь,ъ,ы,в

1

27.

Группа букв: ь,ъ,ы,в

1

28.

Группа букв: Н,Ю,н,ю,к,К

1

29.

Группа букв: Н,Ю,н,ю,к,К

1

30.

Группа букв: В,З,з,э,Э,ж,Ж,х,Х,ф

1

31.

Группа букв: В, З,з,э,Э,ж,Ж,х,Х,ф

1

32.

Группа букв:Ф,Г,У,Т,П,Б,Р,Д

1

33.

Работа по устранению графических недочетов. Конкурс 1
по чистописанию

34.

Работа по устранению графических недочетов. Конкурс 1
по чистописанию

3 класс
№ п/п

Тема занятия

Количество
часов

1.

Привет Анфиму. Берестяная грамота и точило. Письмо на 1
бересте.

2.

Пергамент и тростниковая палочка.

1

3.

Как писали гусиными перьями.

1

4.

Заточка и письмо

1

5.

Металлические перья.

1

6.

Как появилась письменность на Руси. Кирилл и Мефодий.1

7.

Русская вязь. Где мы с ней встречаемся.

1

8.

Рукописные книги Древней Руси.

1

9.

Древнерусский шрифт — устав.

1

10.

Буквица заглавная.

1

11.

Розетка как элемент оформления древнерусских книг.

1

12.

Написание художественных соединений ол,ом,оя,об,од,оф1

13.

Написание художественных соединений ол,ом,оя,об,од,оф1

14.

Написание

художественных

соединений 1

ок,он,оп,ог,ож,оз,ос
15.

Написание художественных соединений ое,ой,оц,ош,ощ 1

16.

Написание

художественных

соединений 1

художественных

соединений 1

аг,аж,аз,аб,ад,ав,ае
17.

Написание
аг,аж,аз,аб,ад,ав,ае

18.

Написание художественных соединений ие,ий,иц,ищ

1

19.

Написание художественных соединений ие,ий,иц,ищ

1

20.

Безотрывное написание художественных соединений 1
ел,ем,ег,еж,ез

21.

Безотрывное написание художественных соединений 1
ел,ем,ег,еж,ез

22.

Безотрывное написание художественных соединений 1
ел,ем,ег,еж,ез

23.

Рациональные способы соединений в словах

1

24.

Рациональные способы соединений в словах

1

25.

Написание художественных соединений яб,яр,яв,ят

1

26.

Написание художественных соединений яб,яр,яв,ят

1

27.

Письмо

трудных

художественных

соединений 1

художественных

соединений 1

юз,юг,юж,ют,юн
28.

Письмо

трудных

юз,юг,юж,ют,юн

29.

Безотрывное написание художественных соединений 1
ль,мь,ья,ье

30.

Безотрывное написание художественных соединений 1
ль,мь,ья,ье

31.

Написание художественных соединений Оо,Сс,Ээ

1

32.

Написание художественных соединений Оо,Сс,Ээ

1

33.

Конкурс по чистописанию

1

34.

Творческая работа.

1

№

Наименование раздела.

Количество

п/п

Тема занятия

часов

1

Алфавит. Свой вариант шрифта

1

2

Свой вариант шрифта

1

3

Повторение соединений букв

1

4

Повторение соединений букв

1

5

Повторение соединений букв

1

6

Повторение соединений букв

1

7

Повторение художественного соединения букв

1

8

Повторение художественного соединения букв

1

9

Повторение художественного соединения букв

1

10

Повторение художественного соединения букв

1

11

Оформление заглавной буквы

1

12

Оформление заглавной буквы

1

13

Оформление заглавной буквы

1

14

Свои узоры при оформлении заглавной буквы

1

15

Свои узоры при оформлении заглавной буквы

1

16

Безотрывное написание различных соединений

1

17

Безотрывное написание различных соединений

1

4 класс

18

Безотрывное написание различных соединений

1

19

Шрифты. Создание своего шрифта

1

20

Шрифты. Создание своего шрифта

1

21

Шрифты. Создание текста при помощи своего шрифта

1

22

Запись фразы выбранным шрифтом

1

23

Запись фразы выбранным шрифтом

1

24

Запись фразы выбранным шрифтом пером

1

25

Запись фразы выбранным шрифтом пером

1

26

Урок-конкурс «Пишу пером»

1

27

Тренировка в использовании различных видов шрифта

1

28

Тренировка в использовании различных видов шрифта

1

29

Тренировка в использовании различных видов шрифта

1

30

Тренировка в использовании различных видов шрифта

1

31

Творческий проект «Пишу красиво»

1

32

Творческий проект «Пишу красиво»

1

33

Творческий проект «Пишу красиво»

1

34

Защита творческого проекта

1

Методическое и материально-техническое обеспечение курса список
литературы для педагога:
 Агаркова Н.А.«Программа. Графический навык. Каллиграфический почерк (1-4)»
 Богдеско И.Т. Каллиграфия — Спб.:Агат, 2005
 Горячева И.А. Церковно-славянские прописи и уроки орнамента — Москва,

Издательство Московской Патриархии, 2012.
 Горячева И.А, Тренинг по русскому языку — Москва, Издательство «Дрофа», 2010.
 Клеминксон Р. Каллиграфия. Рукописные шрифты запада и востока. 45 проектов с

пошаговыми объяснениями. - М. Контент., 2006
 Нечволодов А.Д. Сказание о Русской земле в 4-х книгах — Москва, Издательство

Белый Город, 2009.
 Федосова Н.А. Как исправлять почерк детей // Нач. шк. – 1990. - №4.
 Чобитько П.П. Азбука древнерусского письма. Азбуковник. Устав, полуустав,

скоропись, вязь. - Санкт-Петербург — Москва 2008.
 Церковнославянская грамота. Учебные очерки //Спб - 1998

Список литературы для учащихся:
 Горячева И.А. Церковно-славянские прописи и уроки орнамента — Москва,

Издательство Московской Патриархии, 2012.
 Горячева И.А, Тренинг по русскому языку — Москва, Издательство «Дрофа», 2010.
 Нечволодов А.Д. Сказание о Русской земле в 4-х книгах — Москва, Издательство

Белый Город, 2009.
 Чобитько П.П. Азбука древнерусского письма. Азбуковник. Устав, полуустав,

скоропись, вязь. - Санкт-Петербург — Москва 2008.
 альбомы или листы для рисования;
 линейки-трафареты с геометрическими фигурами;


материал для словарной работы (иллюстрации, тексты);



цветные мелки для учителя;



цветные карандаши для учащихся



рабочие тетради «Чистописание» 1,2,3,4 класс, авторы Игнатьева Т. В., Горецкий В.Г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.