ДООП Олимпиадная литература

Пояснительная записка
Одной

из

формирование

актуальных
развитой

задач

личности,

современной

школы

является

обладающей

высоким

уровнем

языковой культуры, необходимым компонентом которой является речевая
и читательская культура, что предполагает сформированность труднейших
умений и навыков литературоведческого анализа художественного текста,
развитие эстетического, интеллектуального, творческого потенциала,
повышение читательской культуры.
Данная образовательная программа, составленная для подготовки
учащихся 5-11 классов класса к участию в олимпиадах по литературе,
позволяет школьникам овладеть умениями творческого чтения и анализа
художественных

произведений

с

привлечением

базовых

литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории
литературы, совершенствовать навыки интерпретации литературного
произведения как художественного целого в его историко-литературной
обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний на
художественном материале русской литературы. Система занятий,
основанная на работе с подлинными произведениями искусства, призвана
углубить представления учащихся о литературоведении как науке,
научить

осознавать

неотделимость

формы

и

содержания,

тонко

чувствовать нюансы литературного произведения, сформировать умения
интерпретировать его и строить речевое высказывание в устной и

письменной форме. В ходе литературоведческого исследования учащиеся
должны научиться выделять средства выразительности художественной
речи и определять их роль в воплощении авторского замысла, в решении
идейной и эстетической задачи автора.
В процессе реализации данной программы учащиеся овладеют
умениями воспринимать художественное произведение в единстве формы
и

содержания,

полисемантизм,

определять

выразительную

осмысливать образы

функцию

и картины мира,

слова,

его

созданные

художниками слова.
Цель факультативных занятий:
- формирование культуры речевой деятельности, высокого уровня
владения речевыми действиями и умениями в устной и письменной
форме;
- развитие интереса к исследовательской и творческой деятельности,
интеллектуальных способностей;
- подготовка обучающихся к Всероссийской олимпиаде по литературе.
Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие
задачи:
- освоение школьниками методики комплексного анализа прозаического
текста и интерпретации поэтического текста;
- повторение и систематизация основных понятий по теории литературы;

- расширение круга знаний, связанного с историко-культурным
контекстом и творческой историей изучаемых произведений;
- проработка подходов к созданию собственного текста-эссе.
Принципы программы:
Актуальность. Умение правильно и выразительно передать свои
мысли средствами языка.
Научность. Литература и русский язык – учебные дисциплины,
развивающие умение найти не только точное средство для выражения
своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. выразительное) и,
следовательно, стилистически оправданное.
Системность. Курс строится от частных вопросов (особенности
отдельных вопросов литературоведения) кобщим (качество идеальной
речи).
Практическая направленность. Содержание факультативных
занятий направлено на освоение норм литературного языка в целом,
умение проводить комплексный анализ текста, что положительно
скажется при подготовке как к олимпиадам по предмету, так и при
подготовке к выпускным экзаменам за курс основной школы.
Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к литературе
как к науке гуманитарного направления, во-вторых, успешное
выступление на олимпиадах по литературе и успешная сдача экзаменов.

Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое
знакомство со многими разделами литературы, удовлетворяет
познавательный интерес школьников к проблемам литературы, культуры
речи, расширяет кругозор, углубляет знания в области этой учебной
дисциплины.
Инвариантность. Программа применима для учащихся 5 – 11
классов.
Содержание

программы

очерчивает

тематические

блоки,

рекомендуемые для изучения, знания, которые нужны учащимся для
успешного выступления на олимпиадах различного уровня, умения и
навыки, формирование которых необходимо не только для участия в
олимпиадном движении, но и для успешного решения других жизненных
задач, так как они способствуют социализации личности ученика,
воспитывают уверенность в своих силах, дают возможность творчески
проявлять себя в любых обстоятельствах. Количество часов, отводимое на
освоение отдельных тем программы, примерное: исходя из особенностей
учеников, их пожеланий, возможностей, необходимо уделять больше или
меньше времени отдельным темам или видам работ. Языковая система
предъявляется

ученикам

не

в

статическом

описании,

а

в

функционировании; знания и умения формируются не на основе
постулирования и анализа, а в процессе устной и письменной речевой
деятельности самих учащихся.

Ожидаемые результаты
Предлагаемые факультативные занятия позволят учащимся:
- расширить, углубить и закрепить основные базовые знания по
литературе; ключевые понятия литературы; литературные нормы:
орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексикофразеологические, стилистические;
- расширить знания о качествах идеальной речи;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- повысить их языковую и речевую культуру;
- успешно выступать на олимпиадах различного уровня;
- развить умения решения нестандартных языковых и речевых задач.
Календарно-тематическое планирование
№

Тема

1

Введение. Художественное
произведение как
художественный объект
Поэтика как одна из старейших 1
дисциплин литературоведения
Природа искусства как
1
исходная категория поэтики

2
3

4-5 Художественный стиль.
Индивидуальный стиль автора
6
7

Колво
часов
1

2

Решение олимпиадных заданий 1
Виды анализа
1
художественного произведения

Вид занятия
Лекция
Лекция
Лекция с
элементами
практикума
Лекция с
элементами
практикума
Практикум
Лекция с
элементами

Дата

Анализ художественного
текста по концентрической
схеме
Анализ художественного
текста по концентрической
схеме
Роды литературы. Проза и
поэзия. Основы стиховедения

1

11

Анализ художественного
текста по линейной схеме

1

12

Анализ художественного
1
текста по линейной схеме
Решение олимпиадных заданий 1

8

9

10

13

1

1

практикума
Лекция с
элементами
практикума
Практикум
Лекция с
элементами
практикума
Лекция с
элементами
практикума
Практикум
Лекция с
элементами
практикума
Лекция с
элементами
практикума

14

Литературное произведение
как образ. Единство
художественной формы и
художественного содержания

1

15

Структурная организация
художественного текста.
Композиция как одно из
средств данной организации
Анализ художественного
текста (проза)
Автор в художественном
произведении. Способы
выражения авторской позиции
в художественном
произведении
Идейное содержание и пафос
произведения

1

Лекция с
элементами
практикума

1

Практикум

1

Лекция с
элементами
практикума

1

Лекция с
элементами
практикума
Практикум
Лекция с
элементами
практикума
Лекция с

16
17

18

19
20

Решение олимпиадных заданий 1
Композиция фабулы и сюжета 1

21

Внефабульные и внесюжетные

1

22

элементы литературного
произведения
Герменевтика. Интерпретация
художественного текста

1

элементами
практикума
Лекция с
элементами
практикума
Практикум

Анализ художественного
текста (проза)
Лирические,
публицистические,
философские отступления
Решение олимпиадных заданий
Паратекстовые элементы
художественного произведения

1

27

Сильные позиции
художественного текста

1

28

Хронотоп. Образ пространства
в художественном
произведении
Хронотоп. Образ времени в
художественном произведении

1

Анализ художественного
текста (проза)
Анализ ученических работ
учителем
Роль конфликта в
литературном
произведении.Построение
событийного ряда
произведения
Лирический сюжет

1

Лекция с
элементами
практикума
Практикум
Лекция с
элементами
практикума
Лекция с
элементами
практикума
Лекция с
элементами
практикума
Лекция с
элементами
практикума
Практикум

1

Практикум

1

Лекция с
элементами
практикума

1

Средства создания
художественного образа

1

Лекция с
элементами
практикума
Лекция с
элементами
практикума

23
24

25
26

29

30
31
32

33

34

ЛИТЕРАТУРА

1

1
1

1

1. В. Н. Александров¸ О. И. Александрова. Анализ поэтического текста.
Учебное пособие для учащихся старших классов. - Челябинск: Взгляд,
2006.
2. Н. С. Болотнова. Филологический анализ текста. – М.: Флинта, Наука,
2007.
3. А.Д.Вартаньянц, М.Д.Якубовская. Поэтика. - М.,1994.
4. Е.Д. Волжина. Школьные олимпиады. Литература. 5-11 классы. – М.:
Айрис-пресс, 2008.
5. Всероссийские олимпиады школьников по литературе. 9-11 кл. / Сост.
Т. А. Калганова.- М.: Дрофа, 2002.
6. Всероссийские олимпиады школьников. Литература. Заключительный
этап. 2001-2004гг. 9-11 кл. /сост. Е.А. Зинина, Т. Н. Роговик - М.:
Дрофа, 2005.
7. Всероссийские олимпиады школьников. Литература. Московский
областной этап. 2002-2005 гг. / Сост. Л.В.Тодоров. Дрофа, 2005.
8. А.Б. Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М. : Издательство МГУ, 1998 .
9. Е. А. Зинина. Основы поэтики. Теория и практика анализа
художественного текста. 10-11 класс: учебное пособие. - М.: Дрофа,
2006.
10. С.Л. Каганович. Технология обучения анализу текста, ж. РС, №1, 2003.

11. С. Л. Каганович. Обучение анализу поэтического текста. Методическое
пособие для учителей-словесников. – М.: ООО «ТИД «Русское слово –
РС», 2006.
12. Л.Г. Кайда. Композиционный анализ художественного текста. М.:
Дрофа, 2000.
13. Литературная энциклопедия терминов и понятий. Гл. ред. и сост. А.Н.
Николюкин. М., 2001г.
14. Литература. 10-11 классы: тестовые и олимпиадные задание / И.И.
Коган, Н.В. Козловская. – М.: Эксмо, 2007.
15. Литература. Всероссийские олимпиады / Сост. Л.В. Тодоров, Е.И.
Белоусова. М., Просвещение, 2008.
16. Литература. Всероссийские олимпиады. Выпуск 2 / Сост. Л.В.Тодоров,
А.В. Федоров. М., Просвещение, 2010.
17. Литература. Всероссийские олимпиады. Выпуск 3 / Сост. Л.В.Тодоров,
А.В. Федоров. М., Просвещение, 2011.
18. Т. В. Матвеева. От звука до текста. - Екатеринбург, 2004.
19. Олимпиадные задания по литературе. 9-11 классы / авт.-сост. Н.Ф.
Ромашина. Волгоград: Учитель, 2008.
20. Н. М. Пащук. Учимся анализировать художественный текст, ж. РС,
№2, 999
21. П.Г. Пустовойт. Тайны словесного мастерства. Элективный курс:
учебно-методический комплект. – М.: Айрис-пресс, 2007.

22. Д. Э. Розенталь. Справочник по русскому языку. Практическая
стилистика. - М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век: Мир и
образование», 2001.
23. Д. Е. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке /
под.ред. И.Б.Голуб. - М.: Рольф, 2001.
24. Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного
произведения. 10-11кл.: метод. Пособие/В.Ф. Чертов, Е.М.
Виноградова, Е.А. Яблоков, А.М. Антипова; под. Ред. В.Ф. Чертова.
(Элективные курсы) – М.: Дрофа, 2007.
25. Л.В. Тодоров. Литература: всероссийские олимпиады. - М.:
Просвещение, 2008.
26. Тодоров Л. В., Белоусова Е. И. Всероссийская олимпиада школьников
по литературе / Науч. ред. Э.М. Никитин. - М.: АПК и ППРО, 2005.
27. Тодоров Л. В., Белоусова Е. И. Всероссийская олимпиада школьников
по литературе / Науч. ред. Э.М. Никитин. - М.: АПК и ППРО, 2006.
28. Л.В. Тодоров. Русское стихосложение в школьном изучении. М.,
Просвещение, 2009.
29. Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. Филологический анализ
художественного текста: Пособие для студентов филологических
факультетов педагогических вузов.-СПб., 1999.

.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».