МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 71
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Швидко Н.А.
Пр.№ 76.2-од от «30»
августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Право»
для обучающихся 11 классов
Екатеринбург 2025
Пояснительная записка:
Право является одним из значимых гуманитарных предметов в системе среднего общего
образования, поскольку призвано обеспечить формирование мировоззренческой, ценностносмысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности,
социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям
и установкам, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной
жизни при решении задач в области социальных отношений.
Основой учебного предмета «Право» на уровне среднего общего образования являются
научные знания о государстве и праве. Учебный предмет «Право» на уровне среднего общего
образования многогранно освещает проблемы прав человека, порядок функционирования органов
государственной власти, акцентируя внимание на современных реалиях жизни, что способствует
формированию у обучающихся правосознания и правовой культуры.
Курс «Право» имеет следующие цели:
изучение и усвоение основ правовых знаний, и в первую очередь российского права;
развитие у подрастающего поколения правовой культуры, воспитание цивилизованного
правосознания и уважения к закону;
привитие умений и навыков использовать свои знания на практике, в жизни;
воспитание
правомерного,
законопослушного
поведения,
предотвращение
правонарушений и вместе с тем понимание юридической ответственности за совершенные
противоправные поступки и деяния.
Правовые знания необходимы каждому, поскольку во всех областях жизни – в школе, дома, в
семье, на работе, в магазине, транспорте – человек сталкивается с нормами права, законами,
которые определяют и регулируют права, обязанности и поведение людей.
Освоение учебного предмета «Право» на базовом уровне направлено на повышение правовой
грамотности обучающихся, формирование высокого уровня их правового воспитания,
ответственности и социальной активности. Учебный предмет «Право» на уровне среднего общего
образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким
учебным предметам, как «Обществознание», «История», «Экономика», что создает возможность
одновременного изучения тем по указанным учебным предметам.
Примерная программа учебного предмета «Право» определяет инвариантную (обязательную)
часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора
вариативной составляющей содержания образования. Общее количество часов обучения на
базовом уровне составляет 34 часа. Общая недельная нагрузка – 1 час.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов,
умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных
предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно
общеобразовательной и общекультурной подготовки. Предметные результаты освоения основной
образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного
профессионального обучения или профессиональной деятельности.
Изучение предметной области «Общественные науки» должно обеспечить:
сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся,
российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности
ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации;
понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире;
сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и
сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук;
формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных
реалий;
сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории,
концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нем, с
целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников;
владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук.
Требования к предметным результатам освоения базового курса права должны отражать:
1) сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и
формах;
2) владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности,
правоотношениях;
3) владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
4) сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном
законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской
Федерации;
5) сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах
применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
6) сформированность основ правового мышления и антикоррупционных стандартов
поведения;
7) сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового,
уголовного права;
8) понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных
юридических профессий;
9) сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных
правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
10) сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений
использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.
Выпускник на базовом уровне научится:
опознавать и классифицировать государства по их признакам, функциям и формам;
выявлять элементы системы права и дифференцировать источники права;
характеризовать нормативно-правовой акт как основу законодательства;
различать виды социальных и правовых норм, выявлять особенности правовых норм как
вида социальных норм;
различать субъекты и объекты правоотношений;
дифференцировать правоспособность, дееспособность;
оценивать возможные последствия правомерного и неправомерного поведения человека,
делать соответствующие выводы;
оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и
законности в Российской Федерации;
характеризовать Конституцию Российской Федерации как основной закон государства,
определяющий государственное устройство Российской Федерации;
осознанно содействовать соблюдению Конституции Российской Федерации, уважению
прав и свобод другого человека, демократических ценностей и правопорядка;
формулировать особенности гражданства как устойчивой правовой связи между
государством и человеком;
устанавливать взаимосвязь между правами и обязанностями гражданина Российской
Федерации;
называть элементы системы органов государственной власти в Российской Федерации;
различать функции Президента, Правительства и Федерального Собрания Российской
Федерации;
выявлять особенности судебной системы и системы правоохранительных органов в
Российской Федерации;
описывать законодательный процесс как целостный государственный механизм;
характеризовать избирательный процесс в Российской Федерации;
объяснять на конкретном примере структуру и функции органов местного самоуправления
в Российской Федерации;
характеризовать и классифицировать права человека;
объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав
человека;
характеризовать гражданское, семейное, трудовое, административное, уголовное,
налоговое право как ведущие отрасли российского права;
характеризовать субъектов гражданских правоотношений, различать организационноправовые формы предпринимательской деятельности;
иллюстрировать примерами нормы законодательства о защите прав потребителя;
иллюстрировать примерами особенности реализации права собственности, различать виды
гражданско-правовых сделок и раскрывать особенности гражданско-правового договора;
иллюстрировать примерами привлечение к гражданско-правовой ответственности;
характеризовать права и обязанности членов семьи;
объяснять порядок и условия регистрации и расторжения брака;
характеризовать трудовые правоотношения и дифференцировать участников этих
правоотношений;
раскрывать содержание трудового договора;
разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых
отношениях;
иллюстрировать примерами способы разрешения трудовых споров и привлечение к
дисциплинарной ответственности;
различать виды административных правонарушений и описывать порядок привлечения к
административной ответственности;
дифференцировать виды административных наказаний;
дифференцировать виды преступлений и наказания за них;
выявлять специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
различать права и обязанности налогоплательщика;
анализировать практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными,
трудовыми, уголовными и налоговыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях
определять признаки правонарушения;
различать гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство, грамотно применять
правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;
высказывать обоснованные суждения, основываясь на внутренней убежденности в
необходимости соблюдения норм права;
различать виды юридических профессий.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
различать предмет и метод правового регулирования;
выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
различать права и обязанности, гарантируемые Конституцией Российской Федерации и в
рамках других отраслей права;
выявлять особенности референдума;
различать основные принципы международного гуманитарного права;
характеризовать основные категории обязательственного права;
целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
выявлять способы защиты гражданских прав;
определять ответственность родителей по воспитанию своих детей;
различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми
способами;
описывать порядок освобождения от уголовной ответственности;
соотносить налоговые правонарушения и ответственность за их совершение;
применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных
правовых ситуациях с использованием нормативных актов.
11 класс
ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА
Гражданское право
Понятие и источники гражданского права. Гражданский кодекс РФ, его содержание и
особенности. Субъекты гражданских отношений.
Гражданская правоспособность и дееспособность. Уровни недееспособности. Признание
гражданина недееспособным или
ограниченно дееспособным. Гражданские
права
несовершеннолетних. Эмансипация.
Предпринимательство. Юридические лица. Формы предприятий. Хозяйственные
товарищества и общества. ООО. Акционерное общество. Крестьянское хозяйство. Хозяйственное
партнерство. Производственный кооператив. Унитарное предприятие.
Право собственности. Понятие собственности. Виды собственности. Правомочия собственника.
Объекты собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита права
собственности. Прекращение права собственности. Национализация. Приватизация.
Наследование. Страхование. Понятие наследования. Завещание. Институт страхования. Договор
страхования, его стороны.
Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки, договора. Стороны договора.
Виды гражданско-правовых договоров.
Защита материальных и нематериальных (гражданских) прав. Причинение и возмещение
вреда. Материальные и нематериальные блага. Гражданская ответственность. Неосновательное
обогащение. Моральный вред.
Финансовое и налоговое право
Налоговое право. Налоговые органы. Аудит. Понятие налога, сбора, пошлины. Система
налогового законодательства. Налоговый кодекс РФ. Права и обязанности налогоплательщика.
Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Налоговые органы. Аудит.
Виды налогов Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Виды налогов: прямые и
косвенные; федеральные, региональные и местные; налоги с физических и юридических лиц.
Административная и уголовная ответственность. Дисциплинарная ответственность.
Налогообложение физических и юридических лиц. Понятие «юридическое лицо». Налог на
добавленную стоимость (НДС). Акцизы. Налог на прибыль предприятий и организаций.
Налоговые льготы предприятий и организаций. Понятие «физическое лицо». Налоги с населения.
Налог на доходы физических лиц. Налог на имущество. Единая ставка налога. Декларация о
доходах.
Правовое регулирование банковской деятельности. Права и обязанности вкладчиков.
Банковское право. Структура Банковской системы РФ. Центральный банк РФ и его полномочия.
Коммерческие банки и их полномочия. Банковские операции.
Семейное право
Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семьи. Члены семьи.
Семейные правоотношения.
Брак, условия его заключения. Понятие «брак». Условия вступления в брак. Брачный возраст.
Принцип моногамии. Порядок регистрации брака.
Права и обязанности супругов. Личные права. Имущественные права и обязанности. Брачный
договор. Причины развода. Прекращение брака.
Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека (попечительство). Виды прав
родителей. Виды прав детей. Ограничение в родительских правах. Лишение родительских прав.
Алименты. Усыновление, опека и попечительство. Приемная семья.
Трудовое право
Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые правоотношения. Права
и обязанности работника и работодателя.
Коллективный договор. Трудовой договор. Стороны и порядок заключения коллективного
договора. Условия трудового договора. Трудовая книжка. Основания прекращения трудового
договора.
Рабочее время. Время отдыха. Фактически отработанное время. Виды рабочего времени:
нормальная продолжительность, сокращенная продолжительность и неполное рабочее время. Учет
рабочего времени. Виды отдыха. Праздничные дни. Ежегодный отпуск.
Оплата труда. Охрана труда. Заработная плата в производственной сфере. Единая тарифная
сетка (ЕТС). Системы оплаты труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законов
об охране труда. Охрана труда и здоровья женщин и несовершеннолетних.
Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву. Ответственность по трудовому праву.
Индивидуальные и коллективные трудовые споры. Комиссия по трудовым спорам (КТС).
Забастовки. Дисциплина труда. Правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарная и
материальная ответственность работников. Порядок возмещения ущерба.
Административное право
Административное право, понятие и источники. Административные правонарушения
Административное правовое регулирование. Административная ответственность. Кодекс РФ об
административных правонарушениях. Признаки и виды административных правонарушений.
Административные наказания, их виды. Подведомственность дел об административных
правонарушениях. Судебное производство по административным делам.
Уголовное право
Понятие и источники уголовного права. Принципы российского уголовного права. Уголовный
кодекс РФ, его особенности.
Понятие, признаки и состав преступления. Признаки преступления. Состав преступления.
Категории преступлений. Неоднократность преступлений. Совокупность преступлений. Рецидив
преступлений.
Виды преступлений. Преступления против личности; в сфере экономики; против общественной
безопасности и общественного порядка; против государственной власти; против военной службы;
против мира и безопасности. Компьютерные преступления.
Уголовная ответственность и наказание. Уголовное наказание, его цели и принципы. Виды
наказания. Виды наказания: основные и дополнительные.
Обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие наказание. Необходимая оборона.
Крайняя необходимость. Групповые преступления. Явка с повинной. Амнистия. Помилование.
Уголовная ответственность несовершеннолетних, ее особенности. Возраст уголовной
ответственности. Принудительные меры воспитательного воздействия.
Основы судопроизводства
Гражданское процессуальное право (гражданский процесс). Гражданско-правовые споры.
Гражданское процессуальное право, судебное разбирательство, его этапы и участники.
Гражданский иск.
Особенности уголовного судопроизводства (уголовный процесс). Уголовно-процессуальный
кодекс РФ. Уголовно-процессуальное право. Уголовное судопроизводство, его стадии, участники
и принципы. Приговор и его обжалование.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Международное (публичное) право. Источники международного права. Принципы
международного права. Отрасли международного права. Международно-правовая
ответственность.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«ПРАВО 11 кл.»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Гражданское право
Понятие и источники гражданского
права.
Гражданская правоспособность и
дееспособность. Гражданские права
несовершеннолетних
Предпринимательство. Юридические
лица. Формы предприятий
Право собственности. Наследование.
Страхование.
Обязательственное право.
Защита материальных и
нематериальных прав.
Повторение по теме: «Гражданское
право»
Налоговое право
Налоговое право. Налоговые органы.
Аудит.
Виды налогов.
Налогообложение юридических лиц.
Налоги с физических лиц.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Ответственность за уклонение от
уплаты налогов.
Семейное право
Источники семейного права.
Брак, условия его заключения
Права и обязанности супругов.
Права и обязанности родителей и детей.
Усыновление, опека (попечительство)
Трудовое право
Понятие и источники трудового права.
Коллективный договор. Трудовой
договор.
Рабочее время и время отдыха. Оплата
труда. Охрана труда.
Трудовые споры. Ответственность по
трудовому праву
Повторение по темам: «Семейное
право» и «Трудовое право»
Административное право
Понятие и источники
административного права.
Административные правонарушения
Административные наказания.
Уголовное право
Понятие и источники уголовного права.
1
Преступления, виды преступлений.
Уголовная ответственность. Наказание.
Обстоятельства, смягчающие и
отягчающие наказание.
Уголовная ответственность
несовершеннолетних.
Основы судопроизводства
Гражданское процессуальное право
(гражданский процесс)
Особенности уголовного
судопроизводства (уголовный процесс)
Правовая культура
Правовая культура и правосознание.
Правовая деятельность
Совершенствование правовой культуры
Защита проектов и творческих работ по
курсу «Право 11 класс».
Итоговое повторение и обобщение
материала по курсу «Право 11 класс».
Итоговая аттестация.
ИТОГО:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34