РП Основы психологии 5-6

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ №71
УТВЕРЖДАЮ:
директор МАОУ СОШ № 71
____________Т.А. Шиндина
приказ №___________
от «___»___________2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»

Возраст обучающихся: 5-6 классы
Срок реализации: 1 год
Авторы-составители:
Ковтоногова Елена Витальевна,
педагог-психолог
Шестакова Елизавета Федоровна,
педагог-психолог

Екатеринбург, 2025

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………….………………3
Актуальность программы……..….…………………………………………..5
Цель и задачи …………….………………………………………….………..6
Планируемые результаты освоения программы…………………..….…...6
Особенности организации занятий ……………………………………..….8
Описание места программы ………………………………………..…….….9
Календарно-тематическое планирование………………………………..…9
Содержание обучения……………………………………………………….10

2

1.Пояснительная записка
Программа «Основы психологии» помогает сформировать в классах
личностно-развивающую среду, в которой условия превращаются в
возможности развития и в которой ребёнок может удовлетворить свои
ключевые
психологические
потребности,
обрести
субъективное
благополучие, развить в себе личностную зрелость и гибкость.
В ходе обучения по программе подростки учатся понимать себя и
других,
сотрудничать;
развивают
критическое
мышление
и
коммуникативные навыки.
Стратегия программы выстроена с учётом возрастных особенностей и
результатов исследований в области личностного развития подростка.
Главным принципом программы, который реализуется через свободу
высказываний и поддерживающую позицию педагога, выступает принятие
без ограничения автономии. Важным акцентом программы является
рефлексия.
Формат занятий по развитию личностного потенциала отличается от
привычных школьных уроков в первую очередь потому, что для достижения
поставленной цели для них необходима особая атмосфера, где каждый
участник будет чувствовать себя в безопасности и может открыто
высказываться, делиться личным опытом и озвучивать насущные
подростковые проблемы. Такая культура взаимодействия не возникает вдруг,
её формированию необходимо посвятить достаточное время.
Психологи Эдвард Л. Диси и Ричард М. Райан разработали теорию
самодетерминации,
согласно
которой
существуют
три
базовые
психологические потребности человека: потребность в автономии,
в компетентности и связанности с другими людьми, — которые
обеспечивают психологическое благополучие личности. В связи с этим
учёные выделяют три компонента окружающей среды, необходимые для
оптимального развития ребёнка: поддержка автономии, когда взрослый
поощряет инициативу ребёнка и предоставляет ему возможность самому
принимать решения и отвечать за их последствия; создание среды, в которой
взрослый является проводником и даёт конструктивную обратную связь
подростку; включённость, когда взрослый уделяет ребёнку время и
внимание, а также даёт возможность про являть себя. Кроме того, состояние
этих потребностей влияет на мотивацию подростков. Предложенные занятия
создают пространство, где эти потребности могут быть удовлетворены.
Психолог-исследователь Сьюзен Хартер подчёркивает, что важным
проявлением личностной автономии у подростков является возможность
высказывания своего собственного мнения. Поэтому основной формой
проведения занятий является партнёрский диалог взрослого с подростком,
когда мнение каждого имеет ценность. Ещё одним условием формирования
внутренней мотивации является интересное содержание. В подростковом
возрасте особый интерес вызывает общение со сверстниками. Поэтому
значительная часть упражнений предполагает работу и обсуждение в парах и
малых группах. Отрефлексированный опыт такого взаимодействия
3

становится надёжной базой для развития навыков коммуникации и
сотрудничества.
Ведущий отечественный теоретик мотивации доктор психологических
наук Тамара Олеговна Гордеева выделяет следующие стратегии поддержки
внутренней мотивации ребёнка педагогом, которые мы интегрировали в
модуль в той или иной степени.
1. Через характер общения — интерес через удовлетворение
потребностей в автономии и компетентности (например, слушание мнений,
вопросов, поддержка интеллектуальных инициатив).
2. Через содержание — структурированное, последовательное, научное,
в зоне ближайшего развития.
3. Через использование проблемных методов обучения (дебаты и др.),
проблемного изложения, проблемных вопросов, активизирующих интерес и
критическое мышление.
4. Через обратную связь информирующего характера, поддерживающую
компетентность.
5. Через личностный интерес — обсуждение тем, которые педагог
считает действительно важными и интересными.
Необходимым условием для формирования социально активной
личности является развитие рефлексии. Она также влияет на формирование
самосознания, самоотношения человека, его самовоспитание. В 10–11 лет
предметом рефлексивных ожиданий подростка выступают отдельные
поступки. В 12–13 лет главным становится рассмотрение черт собственного
характера и особенностей взаимоотношений с людьми. Эти фокусы лежат в
основе тематического планирования.
Программа помогает сформировать в классах личностно-развивающую
среду, в которой условия превращаются в возможности развития и в которой
ребёнок может удовлетворить свои ключевые психологические потребности,
обрести субъективное благополучие, развить в себе личностную зрелость и
гибкость.
В ходе обучения по программе подростки учатся понимать себя и
других,
сотрудничать;
развивают
критическое
мышление
и
коммуникативные навыки.
Стратегия программы выстроена с учётом возрастных особенностей и
результатов исследований в области личностного развития подростка.
Главным принципом программы, который реализуется через свободу
высказываний и поддерживающую позицию педагога, выступает принятие
без ограничения автономии. Важным акцентом программы является
рефлексия.
Система образования призвана откликаться на запросы общества и
государства, поэтому в современном быстро изменяющемся мире школа
должна быть особенно гибкой и чуткой к требованиям времени. Сегодня
подрастающее поколение все чаще задается вопросами «Кто я такой?», «Чего
я хочу?», «Как стать счастливым?», «Что мир может дать мне, а я – этому
миру?». И ответы на них не универсальны и не однозначны.
4

Самоопределение и построение собственного благополучия – это путь
длиною в жизнь, который хотелось бы пройти максимально осознанно.
Понимать себя и свои потребности, уметь делать самостоятельный выбор,
принимать ответственные решения, оценивать риски и возможности, строить
устойчивый материальный и финансовый фундамент для самостоятельной
жизни – все это, несомненно, должно присутствовать в багаже современного
выпускника средней школы.
Программа нацелена на помощь подросткам в понимании себя и знакомстве
с инструментами достижения субъективного благополучия, а по-простому –
счастья.
2. Актуальность программы
Методология программы опирается на научную концепцию личностного
потенциала с использованием инструментов средового подхода в
образовании, а также социально-эмоционального и когнитивного развития
детей.
Программа сочетает в себе глубокий научный подход с практичностью и
применимостью. В основу Программы легли разработки Благотворительного
фонда «Вклад в будущее» по развитию отдельных навыков и компетенций.
В основе методологии Программы лежат следующие научные
концепции и школы:
• концепция личностного потенциала (Д. Леонтьев) и позитивная
психология (М. Селигман);
• школа возможностей и педагогика достоинства (А. Асмолов);
• теория самодетерминации (Э. Диси и Р. Райан), теория мотивации (Т.
Гордеева);
• методология диагностики и проектирования личностно-развивающей
образовательной среды (В. Ясвин);
• методология стратегического проектирования в образовательной
организации (А. Моисеев);
• методология развития универсальных компетентностей «4К» (критическое
и креативное мышление, коммуникация и кооперация) и формирования
профессиональных обучающихся сообществ педагогов (адаптация М.
Пинской).
Методики Программы «Развитие личностного потенциала» прошли
психолого-педагогическую экспертизу Российской академии образования
(РАО) и рекомендованы к интеграции в систему общего образования.
Министерство просвещения РФ в лице ФГБУ «Центр защиты прав и
интересов детей» рекомендовало УМК «Развитие личностного потенциала
подростков» для работы школьных педагогов-психологов.
Программа разработана с учетом ключевых нормативных правовых
актов, формирующих контур развития системы образования в России:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
5

•
•
•
•
•
•

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»
Указ Президента России от 07.05.2018 № 204«О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до
2024 года»
Указ Президента России от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №
996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»
Национальный проект «Образование»
Федеральные государственные образовательные стандарты
3. Цель и задачи








Цель:
Способствовать созданию атмосферы доверия и принятия в классном
коллективе и создать условия для формирования мотивации
подростков к самопознанию и саморазвитию.
Задачи:
Способствовать развитию навыков общения и сотрудничества у
учащихся.
Создать условия для самопознания и самопринятия.
Содействовать осознанию собственных желаний, устремлений и
ценностей.
Познакомить учащихся с приёмами и инструментами саморегуляции.
Содействовать развитию способности к самоанализу и системной
рефлексии.

4. Планируемые результаты освоения программы.
Планируемые результаты освоения программы соответствуют
требованиям Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (ФГОС ООО) в части достижения
личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты:
Учащийся:
 уважительно относится к многообразию людей, понимает, что у разных
людей могут быть различные интересы, предпочтения, мнения;
 ориентируется на моральные ценности в ситуациях нравственного
выбора;
 принимает себя и других, не осуждая;
 осознаёт эмоциональное состояние себя и других;
 управляет собственным эмоциональным состоянием;
 признаёт своё право на ошибку и такое же право другого человека;

6

 проявляет готовность к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации обучению и познанию;
 демонстрирует ответственное поведение как возможность и
необходимость отвечать за себя, своё развитие и за общее дело;
 старается осмыслить опыт, наблюдения, поступки и стремится
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия;
 имеет оптимистичный взгляд на свои возможности и перспективы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия (УУД)
Учащийся:
 владеет способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
 осознаёт своё эмоциональное состояние и состояние других;
 умеет различать и называть собственные эмоции, управлять ими и
эмоциями других людей;
 выявляет и анализирует причины эмоций;
 ставит себя на место другого человека, понимает его мотивы и
намерения,
 анализирует предложенные ситуации;
 регулирует способ выражения своих эмоций;
 принимает себя и других, не осуждая;
 признаёт своё право на ошибку и такое же право другого человека;
 проявляет открытость в общении;
 осознаёт невозможность контролировать всё вокруг.
Познавательные УУД
Учащийся:
 формирует гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументирует свою позицию, мнение;
 самостоятельно формулирует обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, опыта, исследования;
 прогнозирует возможное дальнейшее развитие событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигает предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах;
 в ситуации неопределённости проявляет любознательность и
стремится собрать информацию для разрешения ситуации;
 анализирует предыдущий опыт, связывает его с текущей задачей,
старается поменять стратегию поведения с учётом предыдущих
ошибок.
Коммуникативные УУД
Учащийся:
 воспринимает и формулирует суждения, выражает эмоции в
соответствии с условиями и целями общения;
7

 распознаёт невербальные средства общения, понимает значение
социальных знаков, знает и распознаёт предпосылки конфликтных
ситуаций;
 смягчает конфликты, умеет вести переговоры;
 понимает намерения других, проявляет уважительное отношение к
собеседнику и корректно формулирует свои возражения;
 учитывает в поведении обратную связь от сверстников и взрослых;
 умеет соблюдать свои и чужие границы при взаимодействии.
5. Особенности организации занятий
1. О роли педагога. Педагог на занятиях является не только
транслятором знаний. Он, скорее, ведущий, организующий взаимодействие
между
участниками,
организатор,
обеспечивающий
успешную
коммуникацию внутри группы, и одновременно участник, имеющий такое же
право голоса, как и все остальные.
2. О настроении. Для эффективного взаимодействия на занятии важно с
самого начала настроить участников на волну открытого, живого общения,
об мена мнениями. Поэтому лучшим началом будет хотя бы короткий диалог
о настроении, мыслях, актуальных событиях, а также использование
различных игровых методов работы.
3. О формате. Формат занятий подразумевает свободный диалог всех
участников коммуникации, однако количество учеников в классе не
позволяет в рамках 45 минут высказаться каждому, поэтому так или иначе
появляется риск «потерять» участников. Поскольку одной из основных задач
программы является сплочение коллектива, а разделение на группы и
параллельное ведение занятий, как это практикуется в преподавании
иностранных языков, может спровоцировать обратный процесс, то, чтобы
обеспечить включённость всех, рекомендуется вести занятия двоим
взрослым. Во время занятия оптимальной является работа в малых группах с
последующим объединением в общий круг. Это даёт целый ряд
преимуществ. Во-первых, никто из участников не остаётся «за бортом»,
каждый имеет возможность высказаться и быть услышанным. Во-вторых,
роль лидера в группе (того, кто выражает общее мнение) становится,
переходящей, что позволит каждому участнику проявить себя. В-третьих, за
счёт изменения состава групп происходит сплочение коллектива. То, как
будет проходить общение в малых группах, зависит в большей степени от
мягкой направляющей деятельности педагога. Необходимо обязательно
замечать и отмечать успехи детей. Большинство заданий и упражнений
сопровождается довольно обширным списком вопросов разной глубины и
охвата, которые помогут организовать об суждение полученного опыта или
информации. Поскольку они не имеют никакого отношения к проверке
знаний, а являются попыткой подтолкнуть подростков к размышлению, то
нет необходимости жёстко придерживаться списка и отвечать на все
предложенные вопросы. Обязательным этапом занятия является подведение
8

итогов. Предложенные вопросы направлены на осознание участниками
самих себя здесь и сейчас и развитие рефлексии.
4. О пространстве. Идеальным вариантом для проведения этих занятий
было бы просторное помещение, где участники могут свободно
перемещаться, сидеть в общем кругу, группироваться для выполнения
заданий.
5. О содержании. Обязательной частью каждой встречи является
обращение к правилам. Любое занятие заканчивается обозначением какой-то
конкретной договорённости, на которой будет фокусироваться класс в
течение предстоящей недели. Поскольку у подростков не сформирована
привычка самонаблюдения, особенно в течение продолжительного времени,
важно помогать им удерживать фокус. Каждая встреча начинается с
обсуждения, рефлексии опыта, который может быть разным, как позитивным
«Да, работает! Это хорошо! Я буду так делать», так и негативным «Это
глупо! Я с ними по-хорошему, а они…» и т. д. Любой опыт ценен и достоин
внимания. Уделите этому столько времени, сколько потребуется, чтобы
подростки поняли, что их мнение не просто имеет право быть, но и важно
для вас и друг для друга, так как оно в итоге отражается на отношениях.
Согласиться с наличием другой точки зрения бывает лучше, чем прийти к
общему мнению.
6. Описание места программы
Программа развивающего курса входит в часть, формируемую
участниками образовательных отношений, в качестве урочной деятельности.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 34 часа. На каждую тему
отводится 2 часа. Продолжительность каждого занятия в среднем 45 минут.
Предполагается 1 занятие в неделю.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

7. Календарно-тематическое планирование
Тема занятия
Даты
Введение
Диагностика
Мы договариваемся…
Одноклассник равно друг?
О сотрудничестве и поддержке
Трудности диалога
От суждения к факту
Факты и суждения о другом
Эмоции в общении
Потребности
Управление эмоциями
Секреты диалога
Разговор с самим собой
Внутренний диалог. Самопринятие
9

Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель

15
16
17
18
19

Просьба или требование?
Говорим на языке Жирафа
Извините… Спасибо!
Итоговая диагностика
Шаг в будущее

Май

10

8. Содержание обучения
Введение. Формирование безопасной среды в коллективе.
Направленность данных занятий: бесшовная адаптация, сплочения,
командообразования,
снижения
тревожности,
снятие
внутреннего
эмоционального напряжения, развитие эмоционального интеллекта,
творчества,
креативного
мышления,
критического
мышления,
коммуникативные навыки, эффективное межличностное взаимодействие.
Диагностика. Включенное наблюдение. Методика диагностики
мотивации учения и эмоционального отношения к учению (STPI) в
модификации А. Д. Андреевой.
Мы договариваемся… Восприятие. Различия людей на уровне
восприятия информации. Ограниченность восприятия и осознания
необходимости прислушиваться к другому мнению. Способствовать
развитию интереса к самопознанию и саморазвитию. Критичность к
собственным суждениям. Лояльность к суждениям окружающих.
Способствовать формированию ответственности за психологический климат
в классе и взаимоотношений с одноклассниками и педагогами. Понимать как
настроение в школе влияет на успеваемость и отношения с участниками
образовательного процесса.
Одноклассник равно друг? Способствовать созданию атмосферы
сотрудничества в классе. Раскрытие понятия сотрудничества. Формирование
готовности к сотрудничеству с одноклассниками. Анализ подростками
своего стиля общения с разными людьми и определение комфортного стиля
для себя.
О сотрудничестве и поддержке. Развитие представлений о качествах,
для эффективного сотрудничества. Адекватная оценка обучающихся своих
способностей к сотрудничеству.
Трудности диалога. Развитие коммуникативных навыков. Анализ
эффективной коммуникации, конструктивной стратегии в общении.
Понимание разницы между фактом и суждениям.
От суждения к факту. Развитие навыков социально-эмоционального
интеллекта. Формирование мотивации к осознанному управлению эмоциями.
Факты и суждения о другом. Осознание обучающимися своих
убеждений относительно других людей и то, как они отражаются на
взаимоотношениях. Анализ учащимися своего опыта суждения о ком-то под
влиянием внешней установки.
Эмоции в общении (часть 1). Развитие навыков эмоционального
интеллекта. Влияние эмоций на общение. Оценка ситуаций через
эмоциональную реакцию.
Эмоции в общении (часть 2). Развитие коммуникативной
компетентности.
Каналы
передачи
информации.
Расширение
эмоционального словаря.
Потребности. Развитие осознанности и понимания своих
потребностей. Умение видеть связь между желаниями, потребностями,
11

эмоциями, чувствами. Возможность определения своих потребностей во
взаимодействии с различными людьми.
Управление эмоциями. Развитие навыка управления своими
эмоциями. Стратегии и приемы управления эмоциями.
Секреты диалога. Формирование культуры эффективного общения.
Понимание роли каждого участника коммуникации.
Разговор с самим собой. Развитие навыков саморефлексии.
Формирование
позитивных
установок.
Формирование
адекватной
самооценки.
Внутренний диалог. Самопринятие. Внутренний диалог через
переформулирование и его влияние на самоощущение.
Просьба или требование? Формирование культуры уважения к
свободе и воли другого человека. Понимание отличия просьбы от
требования. Возможность отказа в ответ на просьбу.
Говорим
на
языке
Жирафа.
Формирование
культуры
конструктивного общения. Обсуждение сложных ситуаций в общении.
Извините…
Спасибо.
Формирование
и
поддержание
доброжелательных отношений. Умение выражать благодарность. Осознание
учащимися смысла благодарности.
Шаг в будущее. Формирование внутренней мотивации к
саморазвитию. Мотивация к активным действиям по развитию личностного
потенциала ребенка. Закрепление навыков рефлексии.

12

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5, 6 КЛАСС
№
п/п

Наименование
тем учебного
предмета

Количество
часов

Программное содержание
КУРС

1

Введение

2

2

Диагностика

2

Основные виды деятельности обучающихся

«Основы психологии»

Формирование безопасной среды в
коллективе. Направленность данных
занятий: бесшовная адаптация,
сплочения, командообразования,
снижения тревожности, снятие
внутреннего эмоционального
напряжения, развитие
эмоционального интеллекта,
творчества, креативного мышления,
критического мышления,
коммуникативные навыки,
эффективное межличностное
взаимодействие.
Включенное наблюдение. Методика
диагностики мотивации учения и
эмоционального отношения к учению
(STPI) в модификации А. Д.
Андреевой.

2

Взаимодействовать в парах, малых группах, со всем
классом
Выполнять интеллектуальные задания, задания на
развитие критического мышления и креативности
Участвовать в ролевых и коммуникативных играх
Описывать свое состояние, отношение к чему-либо или
кому-либо
Объяснять свои поступки
Объяснять свою точку зрения

Выполнение интеллектуальных заданий, заданий на
развитие критического мышления и креативности
Участвовать в ролевых и коммуникативных играх
Описывать свое состояние, отношение к чему-либо или
кому-либо
Объяснять свои поступки
Объяснять свою точку зрения
Заполнять анкету
Отвечать на вопросы

3

Мы договариваемся…

2

4

Одноклассник равно
друг?

2

Восприятие. Различия людей на
уровне восприятия информации.
Ограниченность восприятия и
осознания необходимости
прислушиваться к другому мнению.
Способствовать развитию интереса к
самопознанию и саморазвитию.
Критичность к собственным
суждениям. Лояльность к суждениям
окружающих. Способствовать
формированию ответственности за
психологический климат в классе и
взаимоотношений с одноклассниками
и педагогами. Понимать как
настроение в школе влияет на
успеваемость и отношения с
участниками образовательного
процесса.
Способствовать созданию атмосферы
сотрудничества в классе. Раскрытие
понятия сотрудничества.
Формирование готовности к
сотрудничеству с одноклассниками.
Анализ подростками своего стиля
общения с разными людьми и
определение комфортного стиля для
себя.

3

Рассуждать на тему разницы в восприятии между людьми
Принятие различий в восприятии
Участвовать в играх на сплочение и командообразование
Понимать, что существуют ограниченности восприятия
информации в силу индивидуальных особенностей
Прислушиваться к другому мнению
Оценивать влияние восприятия на общение между
людьми
Поддерживать доброжелательную атмосферу
Осознавать роль договоренностей, правил и традиций в
жизни общества
Разработать договоренности/правила/традиции для своего
класса
Следовать договоренностям

Наблюдать за своим поведением
Контролировать свои действия
Наблюдать за своими эмоциями
Анализировать свой стиль общения
Понимать свой комфортный стиль общения
Понимать и разделять понятия сотрудничества и дружбы
Участвовать в играх, в которых необходимо сотрудничать
с одноклассниками

5

О сотрудничестве и
поддержке

2

Развитие представлений о качествах,
для эффективного сотрудничества.
Адекватная оценка обучающихся
своих способностей к сотрудничеству

Поддерживать доброжелательную атмосферу
Участвовать в играх, в которых необходимо сотрудничать
с одноклассниками
Определить качества человека, которые мешают ему
сотрудничать
Осозновать свои личностные качества необходимые для
сотрудничества

6

Трудности диалога.

2

Развитие коммуникативных навыков.
Анализ эффективной коммуникации,
конструктивной стратегии в
общении. Понимание разницы между
фактом и суждениям.

Осознавать важность успешной коммуникации
Анализировать кейсовые ситуации
Различать факты и суждения
Предполагать последствия различных суждений и
интерпретаций событий

7

От суждения к факту

2

Развитие навыков социальноэмоционального интеллекта.
Формирование мотивации к
осознанному управлению эмоциями.

Наблюдать за своим поведением
Наблюдать за поведением близких, друзей,
одноклассников
Разобраться в сути понятия импульсивное поведение
Познакомиться с когнитивным способом управления
эмоциями

8

Факты и суждения о
другом

2

Осознание обучающимися своих
убеждений относительно других
людей и то, как они отражаются на
взаимоотношениях. Анализ
учащимися своего опыта суждения о
ком-то под влиянием внешней
установки

Актуализировать опыт искажения восприятия под
влиянием установок
Осознавать ошибочность некоторых установок
Познакомиться с феноменом «доказывающего мозга
Уважительно относиться к решениям другого человека и
его тайнам

4

9

Эмоции в общении

2

10

Потребности

2

11

Управление эмоциями.

2

12

Секреты диалога

2

Развитие навыков эмоционального
интеллекта. Влияние эмоций на
общение. Оценка ситуаций через
эмоциональную реакцию. Развитие
коммуникативной компетентности.
Каналы передачи информации.
Расширение эмоционального словаря
Развитие осознанности и понимания
своих потребностей. Умение видеть
связь между желаниями,
потребностями, эмоциями,
чувствами. Возможность
определения своих потребностей во
взаимодействии с различными
людьми.
Развитие навыка управления своими
эмоциями. Стратегии и приемы
управления эмоциями

Расширять словарный запас на тему эмоций
Идентифицировать и различать свои эмоции
Выражать свои эмоции в общении через игровые методы
Систематизировать знания о каналах передачи
информации
Понимать простые невербальные сигналы в общении

Формирование культуры
эффективного общения. Понимание
роли каждого участника
коммуникации.

Поддерживать доброжелательную атмосферу в классе
Различать насильственное и ненасильственное общение
Объяснять метафору Розенберга
Применять навыки конструктивного общения во
взаимодействии с близкими, друзьями, одноклассниками

5

Рассказывать о потребностях
Описывать свои потребности в общении со сверстниками
Характеризовать связь между эмоциями и потребностями
Анализировать свое состояние
Прислушиваться к потребностям близких, друзей,
одноклассников

Характеризовать стратегии управления своими эмоциями
Использовать телесные практики для управления
эмоциями
Осозновать свои мысли и чувства

13

Разговор с самим
собой.

2

Развитие навыков саморефлексии.
Формирование
позитивных
установок. Формирование адекватной
самооценки.

14

Внутренний диалог.
Самопринятие.

2

Внутренний
диалог
через Определять свой привычный внутренний диалог и
переформулирование и его влияние почувствовать его влияние на самоощущение
Преобразовывать влияние негативного внутреннего
на самоощущение.
диалога в позитивный
Формулировать свои чувства и мысли

15

Просьба или
требование?

2

Формирование культуры уважения к
свободе и воли другого человека.
Понимание отличия просьбы от
требования. Возможность отказа в
ответ на просьбу.

Понимать важность формулирования просьбы
Отличать просьбу от требования на слух по лексике и
интонации
Осознавать свою реакцию на отказ и связанные с этим
убеждения
Понимать, когда просьбы являются скорее требованиями
Знать, что возможен отказ в ответ на просьбу

16

Говорим на языке
Жирафа.

1

Формирование
культуры
конструктивного
общения.
Обсуждение сложных ситуаций в
общении.

Формулировать просьбу на языке конструктивного
общения
Практиковать использование конструктивного общения
Раззбирать личную сложную ситуацию общения

6

Поддерживать доброжелательную атмосферу в классе
Показывать на примерах влияние эмоций и убеждений
на результат
Определять характер привычного внутреннего диалога с
помощью сверстников

17

Извините… Спасибо.

1

Формирование
и
поддержание
доброжелательных
отношений.
Умение выражать благодарность.
Осознание
учащимися
смысла
благодарности.

получить обратную связь о своей способности искренне
просить прощения
Знать, для чего и как извиниться в сложных ситуациях
Выражать благодарность

18

Итоговая диагностика

1

Включенное наблюдение. Методика
диагностики мотивации учения и
эмоционального отношения к учению
(STPI) в модификации А. Д.
Андреевой.

Выполнение интеллектуальных заданий, заданий на
развитие критического мышления и креативности
Участвовать в ролевых и коммуникативных играх
Описывать свое состояние, отношение к чему-либо или
кому-либо
Объяснять свои поступки
Объяснять свою точку зрения
Заполнять анкету
Отвечать на вопросы

19

Шаг в будущее.

1

Формирование
внутренней
мотивации
к
саморазвитию.
Мотивация к активным действиям по
развитию личностного потенциала
ребенка.
Закрепление
навыков
рефлексии.

Обозначать дальнейшие шаги в сторону желательных
изменений
Проявлять интерес к самопознанию и познанию
окружающих людей
Активно действовать в направлении поставленных целей
Подведение итогов
Обобщение знаний

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».