ДООП Проектная мастерская по естествознанию

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Программа по проектной деятельности в области биологии, химии и
физики представляет собой инновационную образовательную инициативу,
ориентированную на развитие исследовательских навыков у детей и
подростков в возрасте от 14 до 18 лет. Она сочетает теоретические знания с
практическими проектами, способствуя глубокому пониманию естественных
наук и формированию навыков самостоятельной работы. Программа
реализуется в рамках концепции проектного обучения, где участники сами
выбирают темы, проводят эксперименты и представляют результаты.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Обучающие цели


Знакомство

с

современными

проблемами

избранного

актуального

направления науки, основными перспективами его развития.


Освоение основных положений методологии исследовательской и проектной
деятельности и их практического применения.



Развитие представлений о сборе и первичной обработке материалов при
естественно-научных исследованиях.



Закрепление и расширение учебного материала по физике, химии, биологии.
Развивающие цели



Развитие познавательного интереса к объектам и процессам окружающего
мира.



Способствование развитию когнитивных способностей, умения вести
дискуссию и отстаивать свою точку зрения.



Способствование развитию экологического мышления.



Способствование развитию творческих способностей.



Способствование получению и закреплению общетрудовых, специальных и
профессиональных умений и навыков.



Развитие у подростков умения работать с программным обеспечением и
специальными приборами.
Воспитательные цели



Способствование

появлению

у

подростков

интереса

к

научному

умения

адекватно

исследованию.


Воспитание

самостоятельности,

ответственности,

оценивать свою работу и работу сверстников, а также работать в команде.


Развитие навыка групповой работы с получением совместного результата.



Формирование сознательного и ответственного отношения к личной
безопасности и безопасности окружающих.

МЕСТО КУРСА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Актуальность программы обусловлена введением в федеральные
государственные стандарты общего образования понятия «исследовательская
и проектная деятельность». Так, во ФГОС для основной школы сказано, что
«Основная образовательная программа основного общего образования должна
содержать...

программу

развития

универсальных

учебных

действий

(программу формирования общеучебных умений и навыков) на ступени
основного общего образования, включающую формирование компетенций

обучающихся

в

области

использования

информационно-

коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной
деятельности». Это ставит перед учителем задачу обучения учащихся
специфике этих видов деятельности, овладения ими навыками реализации
исследовательских и проектных задач, освоения главных структурных
элементов исследовательской и проектной деятельности, способности
переносить их с одного предметного материала на другой.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на обучающихся 8-10 классов
Каждая

тема

состоит

из

теоретического

материала,

примеров,

иллюстрирующих теоретический материал (на основе двух-трёх текстов или
визуальных фрагментов, подобранных из первоисточников), задания для
обсуждения текстов и практической части, когда учебная группа делится
натри части (химия, физика, биология) и учащиеся отрабатывают пройденное,
получая практические задания для самостоятельной работы (в лаборатории,
компьютерном классе и др.) и фиксируя результаты в рабочих тетрадях.
Теоретическое занятие проходит в классе с использованием материала
учебного пособия. Вначале учитель поясняет цель занятия и его основное
содержание. Для групповой работы в классе по теме занятия рекомендуется
подготовить (или определить во время занятия) актуальный кейс или тему,
которую

следует

обсудить

в

зафиксироватьвывод.6Практическое

режиме
занятие

групповой
посвящено

работы

и

практической

отработке в лаборатории материала и понятий, определённых в теоретическом
занятии.
Тематический состав занятий:
1. Исследование и проектирование. Сходства и различия.

2. Проблемный вопрос, или Что нового и интересного я могу сказать

в

выбранной области?
3. Актуальность в моей работе. Как говорить от моего собственного лица?
4. Источники информации и как ими пользоваться. Ссылки и правила
цитирования.
5. Как сформулировать тему работы? Откуда взять интересное направление?
6. Объект и предмет работы.
7. Что такое цель и как её поставить?
8. Откуда берутся задачи?
9. Гипотеза и зачем она нужна.
10.Что такое методы и методики. Как подобрать метод под мою цель?
11.Планирование работы. Ресурсная база и как её просчитать.
12.Корректировка плана в ходе выполнения работы и зачем нужно его
корректировать.
13.Что такое собственные результаты и как их обрабатывать. Статистическая
обработка данных.
14.Анализ результатов и их обсуждение.
15.Подготовка отчёта о работе. Жанры представления результатов (тезисы,
статья, компьютерная презентация, постер и др).
16.Инфографика и как её делают.
17.Подготовка выступления о работе. Публичная презентация результатов
работы. Как я могу понравиться экспертам?
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы по проектной деятельности в области
биологии, химии и физики учащиеся приобретут комплекс знаний, навыков и
умений, способствующих развитию исследовательских способностей и
подготовке к самостоятельной научной работе. Ниже представлены ключевые
результаты, структурированные по уровням.

1. Знания
Учащиеся освоят:


Понятийный аппарат проектной и исследовательской деятельности, включая
основные термины и определения.



Методологию

научного

исследования,

а

также

содержание

этапов

исследования и проектирования.


Закономерности проектной и исследовательской деятельности, включая её
структуру и ключевые принципы.



Основные методы научного исследования, применяемые в естественных
науках (биологии, химии и физике).
2.

Навыки

и

умения

(уровень

становления

исследовательских

способностей)
Учащиеся разовьют следующие навыки и умения:


Определять цель и тематику проекта или исследовательской работы.



Выделять основные задачи для достижения поставленной цели.



Устанавливать реалистичные сроки выполнения проекта или работы.



Подбирать подходящие методы и способы решения задач.



Владеть методикой сбора, обработки и анализа материала, включая
экспериментальные данные.



Эффективно

работать

с

научной

литературой:

выделять

главное,

анализировать и синтезировать информацию.


Грамотно использовать в работе литературные данные, материалы сайтов и
другие источники.



Соблюдать правила оформления исследовательской работы и отчёта о её
выполнении.



Подготавливать доклады и компьютерные презентации для выступлений на
научно-практических конференциях.



Грамотно, кратко и чётко излагать мысли, отвечать на вопросы и
аргументировать позиции.



Подготавливать тезисы по результатам проекта для публикации.
3. Итоговые результаты освоения программы
По завершении программы учащиеся представляют результаты командного
проекта, в котором каждый участник выделяет и демонстрирует свою
индивидуальную часть. Это способствует интеграции полученных знаний и
навыков в практическую деятельность, а также развитию умений работать в
коллективе и нести ответственность за личный вклад.
Эти результаты способствуют формированию компетенций, необходимых для
успешного участия в олимпиадах, научных конкурсах и дальнейшего
образования в STEM-областях. Программа ориентирована на достижение
measurable и achievable целей, с акцентом на практическое применение

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс
№
п/п

Тема

Основное содержание

Количество
часов
Теор. Практ

1

Исследование и
проектирование

Исследование и проектирование как
основные методы познания и
деятельности. Цели исследования и
проектирования и их различия.
Примеры проектов и исследований

1

1

2

Проблемный
вопрос

Проблемный вопрос и его отличие от
учебной задачи. Источники
появления проблемного вопроса.

1

1

3

Актуальность

Методы формирования проблемного
вопроса в работе. Что такое
актуальность и для кого
поставленная
проблема актуальна (для страны, для
сообщества, для учащегося).
Правильная формулировка
актуальности работы

1

1

4

Источники
информации

Литературный обзор и его
особенности. Специфика разных
источников информации. Правила
цитирования

1

1

5

Тема работы

Формулирование темы
исследовательской или проектной
работы. Основные требования и их
отличия от требования к работам
других жанров

1

1

6

Объект и
предмет

Необходимость выбора объекта и
предмета, их отличия. Примеры
объектов и предметов в
исследовательских и проектных

1

1

работах учащихся
7

Цель работы

Цели в исследовательских
проектных
работах, их отличия. Цель и тема.
Как
правильно поставить цель?

1

1

8

Задачи работы

Задачи как этапы движения к цели.
Главные и вспомогательные задачи.
Отличие задач от методов.

1

1

9

Гипотеза
работы

Гипотеза в исследованиях и почему
она не нужна в проектах. Отличие
гипотез от утверждения. В каком
случае необходима формулировка
гипотезы?

1

1

10

Методы
исследования и
проектирования

Как подобрать метод выполнения
работы? Эффективность метода.
Чувствительность метода

1

1

11

Планирование

Этапы планирования хода
исследовательской и проектной
работы. Особенности их
планирования. Ресурсная база и как
её определяют

1

1

12

Корректировка
плана

Что такое контроль и для чего он
предназначен. Необходимость
корректировки. Исторические
примеры

1

1

13

Результаты и их
обработка

Что является результатом
исследовательской и проектной
работы. Первичные и вторичные
результаты. Достоверность
результатов. Статистическая
обработка

1

1

14

Анализ
результатов

Способы интерпретации результатов.
Факторы, влияющие на результат, и
их анализ

1

1

15

Подготовка
отчета

Как подготовить отчёт о работе?
Жанры
представления результатов (тезисы,
статья, компьютерная
презентация, постер и др.

1

1

16

Инфографика

Подготовка материалов работы к
презентации. Графическое
изображение результатов

1

1

17

Выступление

Публичная презентация результатов
работы. Структура выступления и
его
адресность. Психология общения с
экспертами

1

1

Итого:

№

17

Наименование раздела, темы

урока

17

Количество
часов
Количество
часов .

9 класс
Раздел 1. Введение 3

1

Понятия «индивидуальный проект», «проектная
деятельность», «проектная культура». Стартовая
диагностика

1

2

Типология проектов

1

3

Методология и технология проектной деятельности

1

Раздел 2. Инициализация проекта 24
4

Тема и проблема проекта

1

5

Тема и проблема проекта

1

6

Критерии оценивания проектов и
исследовательских работ

1

7

Методика презентации и защиты проектов,
курсовых и исследовательских работ

1

8

Методика презентации и защиты проектов,
курсовых и исследовательских работ

1

9

Методические рекомендации по написанию и
оформлению работ

1

10

Методические рекомендации по написанию и
оформлению работ

1

11

Структура проектов, курсовых и
исследовательских работ

1

12

Методы исследования: методы эмпирического
исследования

1

13

Методы исследования: методы эмпирического
исследования

1

14

Методы, используемые как на эмпирическом, так и
на теоретическом уровне исследования

1

15

Методы, используемые как на эмпирическом, так и
на теоретическом уровне исследования

1

16

Методы теоретического исследования

1

17

Виды переработки чужого текста

1

18

Виды переработки чужого текста

1

19

Логика действий при планировании работы.

1

20

Календарный график проекта

1

21

Применение информационных технологий в
исследовании, проекте, курсовой работе.

1

22

Работа в сети Интернет

1

23

Работа с научной литературой

1

24

Методика работы в музеях, архивах

1

25

Методика работы в музеях, архивах

1

26

Сбор и систематизация материалов

1

27

Способы и формы представления данных.

1

Раздел 3. Оформление промежуточных результатов проектной
деятельности 7
28

Оформление эскизов, моделей, макетов проектов

1

29

Оформление эскизов, моделей, макетов проектов

1

30

Оформление эскизов, моделей, макетов проектов

1

31

Практикум «Снятие коммуникативных барьеров
при публичной защите результатов проекта».

1

32

Оформление эскизов, моделей, макетов проектов

1

33

Защита пробных проектов, исследовательских
работ. Промежуточная аттестация.

1

34

Защита пробных проектов, исследовательских
работ

1

35

Защита пробных проектов, исследовательских
работ

1

Итог:

35

10 класс
Раздел 1. Введение 4
1

Анализ итогов проектов 9 класса. Стартовая
диагностика

1

2

Корректировка проекта с учетом рекомендаций

1

3

Корректировка проекта с учетом рекомендаций

1

4

Планирование деятельности по проекту на 11 класс

1

Раздел 2. Управление оформлением и
завершением проектов 24
5

Применение информационных технологий, работа
в сети Интернет

1

6

Применение информационных технологий, работа
в сети Интернет

1

7

Компьютерная обработка данных исследования

1

8

Компьютерная обработка данных исследования

1

9

Библиография, справочная литература, каталоги

1

10

Библиография, справочная литература, каталоги

1

11

Сбор и систематизация материалов по проектной
работе

1

12

Сбор и систематизация материалов по проектной
работе

1

13

Основные процессы исполнения, контроля и
завершения проекта

1

14

Основные процессы исполнения, контроля и
завершения проекта

1

15

Мониторинг выполняемых работ

1

16

Методы контроля исполнения

1

17

Методы контроля исполнения

1

18

Управление завершением проекта

1

19

Управление завершением проекта

1

20

Корректирование критериев оценки продуктов
проекта и защиты проекта

1

21

Корректирование критериев оценки продуктов
проекта и защиты проекта

1

22

Архив проекта. Составление архива проекта

1

23

Составление архива проекта: электронный вариант

1

24

Главные предпосылки успеха публичного
выступления

1

25

Навыки монологической речи.

1

26

Аргументирующая речь

1

27

Публичное выступление и личность.

1

28

Подготовка авторского доклада

1

Раздел 3. Защита результатов проектной
деятельности 5
29

Публичная защита результатов проектной
деятельности

1

30

Публичная защита результатов проектной
деятельности. Промежуточная аттестация.

1

31

Публичная защита результатов проектной
деятельности

1

32

Экспертиза проектов

1

Экспертиза проектов

33

1

Раздел 4. Рефлексия проектной деятельности 1
Дальнейшее планирование осуществления
проектов

34

Итог:

1

34

Материально-техническая база
Для программы по проектной деятельности в биологии, химии и физике
нужна базовая инфраструктура для экспериментов и исследований. Вот
ключевые элементы:
Основное оборудование




Биология: Микроскопы, инкубаторы, пробирки, пипетки.
Химия: Весы, колбы, реакторы, вытяжки.
Физика: Измерители (термометры, амперметры), оптика,
электрические цепи.

Цифровые инструменты и ПО


Симуляторы (PhET, ChemDraw), программы для данных (Excel),
презентации (PowerPoint), облачные сервисы (Google Drive).

Помещения и материалы




Лаборатории с вентиляцией (50–100 м²), классы с проекторами.
Расходные: Реактивы, защитная одежда, канцелярия; утилизация
отходов.
Дополнительно: Доступ к литературе.

Общие методические источники:






Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
среднего общего образования (2012, обновления 2020) – определяет
цели и структуру проектной деятельности в школьных предметах.
"Проектная деятельность в образовательном процессе" (авторы: Полат
Е.С., Бухаркина М.Ю., 2006) – руководство по организации проектов,
включая этапы и оценку.
"STEM-образование: инновации в обучении" (автор: Князева М.А.,
2018) – обзор методов интеграции науки, технологий и математики для
школьников.

Источники по биологии



"Биология в школе: проектные задания" (автор: Смирнова В.А., 2015) –
примеры экспериментов и исследований для школьной программы.
"Экология и биотехнологии" (автор: Шилов И.А., 2019) – основы для
проектов по устойчивому развитию и генетике.

Источники по химии



"Химия в проектной деятельности" (автор: Габриелян О.С., 2014) –
пособие по лабораторным работам и анализу данных.
"Органическая химия: эксперименты для школьников" (автор:
Остроумов И.Г., 2017) – практические задания по синтезу и реакциям.

Источники по физике



"Физика: проектные работы" (автор: Громов С.В., 2016) –
моделирование и эксперименты в механике и электричестве.
"Интерактивные методы в преподавании физики" (автор: Родина Н.А.,
2020) – использование симуляторов и ИКТ в проектах


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.