Пояснительная записка
Данная
программа
дополнительная
"Юные
всестороннее
любители
развитие
общеобразовательная
природы
личности
и
ребенка
общеразвивающая
туризма"
направлена
посредством
на
туристской
деятельности во всех ее формах. Она способствует совершенствованию
интеллектуальных, духовных и физических качеств, позволяет изучать
родной край и формировать навыки самостоятельной деятельности.
Пешеходный туризм, как наиболее массовый и доступный вид туризма,
привлекает миллионы людей к активному и здоровому отдыху на природе.
Самодеятельный туристский поход, сочетая в себе оздоровительный
эффект, познание и освоение окружающего мира, является одним из
наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего
поколения.
Основная задача данной программы – удовлетворение естественной
потребности учащихся в непосредственном познании мира и своего края.
Программа призвана показать красоту окружающего мира, воспитать
активную любовь к Родине, преданность народу и земле, на которой им
посчастливилось родиться.
Отличительные особенности программы
• Программа "Юные любители природы и туризма" сочетает теоретические
знания с активной практической деятельностью, что способствует лучшему
усвоению материала и формированию устойчивых навыков.
• Особое внимание уделяется развитию самостоятельности, ответственности
и умению работать в команде, что является важным для социализации и
успешной адаптации в обществе.
• Программа носит краеведческий характер, что позволяет учащимся глубже
изучить историю, культуру и природу родного края, сформировать чувство
патриотизма и гордости за свою малую родину.
•
Программа включает элементы экологического воспитания, что
способствует формированию бережного отношения к окружающей среде и
осознанию необходимости охраны природы.
•
Программа ориентирована на организацию активного и здорового досуга
учащихся, что способствует укреплению здоровья и формированию
привычки к здоровому образу жизни.
Адресат программы
• Данная программа предназначена для учащихся 8-13 лет (2-6 классы) и
рассчитана на один год обучения.
• В состав группы принимаются как мальчики, так и девочки, не имеющие
медицинских противопоказаний к занятиям туризмом.
• Для зачисления в группу необходимо предоставить:
• Медицинскую справку, разрешающую занятия туризмом.
• Письменное согласие родителей (законных представителей) на посещение
ребенком занятий и участие в походах.
• Состав группы формируется из не менее 15 человек.
• При комплектовании группы учитывается степень подготовленности
учащихся. В случае наличия в группе детей, ранее занимавшихся туризмом
по программе "Юные туристы", возможно сокращение части теоретического
курса и увеличение часов на практические занятия и походы.
• Программа открыта для всех желающих, в том числе для учащихся, не
отличающихся образцовой дисциплиной, так как туристская деятельность
способствует развитию положительных качеств характера.
Цель: Дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающейся
программы "Юные любители природы и туризма" - создание условий для
всестороннего развития личности ребенка посредством вовлечения в
туристско-краеведческую деятельность, формирования у него устойчивого
интереса к познанию родного края, навыков самостоятельной деятельности в
природной среде, а также воспитания патриотизма, экологической культуры
и здорового образа жизни.
Задачи:
• Обучение базовым навыкам туризма, спортивного ориентирования и
краеведения.
•
Формирование
экологического
сознания
и
основ
экологически
ответственного поведения.
• Ознакомление с элементами физической культуры и видами спорта,
связанных с туризмом.
• Воспитание нравственной личности, способной к принятию ответственных
решений.
• Развитие творческих способностей и инициативы.
• Формирование основ психологической устойчивости в сложных ситуациях.
Планируемые результаты (к концу 1 года обучения):
В результате освоения программы учащиеся должны:
• Знать:
• Основные этапы развития туризма.
• Виды и формы туризма.
• Базовые элементы топографии и условные знаки.
• Правила гигиены в туристских походах.
• Основы медицинской подготовки и оказания первой помощи.
• Правила безопасного поведения в экстремальных ситуациях.
• Уметь:
• Ориентироваться на местности с использованием карты и компаса.
• Определять стороны света по природным признакам.
• Распределять личное снаряжение и укладывать рюкзак.
• Устанавливать палатку.
• Разводить костер и готовить пищу в полевых условиях.
• Соблюдать правила безопасности при организации и проведении походов.
Содержание и методика занятий
Программа включает в себя вводную часть, основные требования к
знаниям и умениям учащихся, тематическое содержание курса, методические
рекомендации по проведению практических занятий и учебной практики,
вопросы для самоконтроля и список литературы.
Организация практических занятий:
Практические занятия и учебно-тренировочные походы строятся таким
образом, чтобы учащиеся приобрели максимальную самостоятельность в
выполнении всех необходимых действий. Важно стимулировать умение
работать быстро, слаженно и эффективно на биваке и при преодолении
препятствий, избегая перекладывания ответственности на товарищей.
Формы проведения занятий:
• Доклады и рефераты: Занятия по краеведческому разделу целесообразно
проводить в форме докладов (рефератов), подготовленных учащимися
самостоятельно под руководством педагога.
• Привлечение специалистов: К проведению занятий по отдельным темам
или разделам рекомендуется привлекать специалистов (краеведов, медиков,
топографов и др.).
• Беседы по технике безопасности: Вопросы техники безопасности
рассматриваются в каждом разделе программы, связанном с безопасностью в
походе. Короткие беседы по этим вопросам проводятся во время походов,
тренировок и практических занятий.
Анализ походов:
Важную роль в воспитании грамотных и культурных туристов играют
разборы походов. После каждого учебно-тренировочного похода необходимо
проводить обсуждение его итогов (на очередном занятии кружка или
непосредственно в походе у костра). Анализ похода учит ребят думать,
критически оценивать свои действия и действия товарищей, осмысливать
полученную информацию. Для педагога обсуждение похода является
средством изучения воспитанников, позволяющим глубже узнать их
характеры, образ мыслей и наклонности.
Формы подведения итогов похода:
• Устные высказывания каждого участника о результатах похода, интересных
случаях и действиях товарищей.
• Письменные отзывы участников о походе.
Вот примерная анкета для разбора похода:
Что понравилось и не понравилось в походе?
Было ли трудно в походе? Когда?
Какой участок маршрута особенно запомнился и почему?
Как, по твоему мнению, справились со своими обязанностями командир
группы, завхоз по питанию, старший проводник, другие «должностные»
лица?
Какие недостатки в снаряжении ты заметил?
Кто показал себя настоящим туристом?
Кого бы ты взял с собой в новый трудный поход и как бы распределил
обязанности в группе, если бы ты был руководителем такого похода?
Как отнеслись родители к твоему участию в походе?
Начать обсуждение похода может сам руководитель, сообщив основные
итоги: каков был фактический маршрут, сколько пройдено километров, что
увидели, узнали, чему научились. Какой норматив выполнили, достигли ли
поставленных целей похода. Но важно, конечно, добиться, чтобы заговорили
и сами ребята.
В прохождении многих тем программы полезно использовать игровую,
соревновательную форму, которая даст возможность ребятам как-то
проявить свои знания и умения: решение задач на сообразительность,
упражнения
соревнования
по
на
топографии,
местности
конкурсы,
по
викторины
технике
по
пешеходного
краеведению,
туризма
и
ориентированию.
Почти во всех разделах программы в конце второго года обучения уделяется
внимание содержанию и правилам проведения различных видов туристских
соревнований, что дает возможность хотя бы минимально подготовить
кружковцев к выступлениям на таких соревнованиях.
Режим и организация работы кружка
Программа занятий кружка рассчитана на 72 учебных часа, включая
теоретические беседы, практические занятия в помещении и на местности (в
том числе подготовку и подведение итогов походов), а также проведение
однодневных учебно-тренировочных походов.
В течение учебного года занятия кружка проводятся, как правило, два
раза в неделю в определенный день и час. Примерно раз в месяц
организуются экскурсии, практические занятия на местности (тренировки),
однодневные учебные походы, участие в соревнованиях и слетах. Также
возможна работа по группам (штаб, хозяйственная группа, редколлегия
отчета о походе и т.п.) и индивидуально (работа с докладчиками,
проводниками, казначеем, фотографом и т.п.).
Важно,
чтобы
практические
занятия
были
тесно
связаны
с
теоретическим материалом, а практический опыт учащихся дополнял и
закреплял рассказ педагога.
Необходимо
вести
учет спортивно-туристских и краеведческих
достижений каждого учащегося. Для этого рекомендуется завести на каждого
члена кружка «Туристский паспорт», в который будут записываться
маршруты походов, их протяженность, характер обязанностей, результаты в
соревнованиях, упражнениях, краеведческих викторинах и конкурсах. Также
важно обеспечить сохранность всех маршрутных документов проведенных
походов и другой документации кружка.
Желательно создать в кружке альбом «Летопись туристской группы»
или оборудовать «Уголок туристской группы» в помещении, где проводятся
занятия.
Для сплочения коллектива можно проводить конкурсы на лучшее
название туристской группы, ее эмблему и устав.
Каждому учащемуся необходимо иметь тетрадь для занятий и походный
блокнот для ведения записей.
Учебно-тематический план учебного года
№
Наименование темы
Теоретические
занятия (в
помещении)
Всего
часов
Практические
занятия (на
местности)
1
Введение
2
2
-
2
Природа родного края и его
история. Краеведческая
работа в походе
6
4
2
3
Подготовка похода
10
4
6
4
Туристская группа в походе.
Обеспечение безопасности
4
4
-
5
Проведение походов:
24
-
24
– 2 однодневных
16
-
16
– 1 двухдневный
8
-
8
6
Подведение итогов похода
6
1
5
7
Ориентирование по компасу
6
2
4
8
Топографическая
подготовка. Ориентирование
с помощью карты и компаса
6
2
4
9
Спортивная подготовка
туриста
4
3
1
10
Туристское снаряжение
2
2
-
11
Туристский бивак
2
1
1
№
Наименование темы
12
Теоретические
занятия (в
помещении)
Всего
часов
Практические
занятия (на
местности)
Гигиена туриста.
Доврачебная помощь
пострадавшему
4
3
1
Итого:
72
28
44
Краткое содержание программы (72 часа)
Введение. Основы туризма, правила поведения, знакомство с
программой.
Природа родного края и история. Изучение природных и
исторических особенностей, краеведческая работа.
Подготовка похода. Планирование маршрута, подготовка снаряжения,
организация группы.
Туристская группа и безопасность. Правила поведения и
обеспечения безопасности в походе.
Проведение походов. Практические навыки в 2 однодневных и 1
двухдневном походах.
Подведение итогов. Обсуждение походов, оформление отчетов.
Ориентирование по компасу и карте. Основы ориентирования на
местности.
Спортивная подготовка. Физическая подготовка и упражнения.
Туристское снаряжение и бивак. Ознакомление с оборудованием и
организация ночевки.
Гигиена и доврачебная помощь. Правила гигиены, первая помощь в
походе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Архипова Н. П. «Окрестности Свердловска»; Среднеуральское
книжное издательство; Свердловск; 1972.
2.
Капустин В.Г., Корнев И.Н. Свердловская область: природа,
население, хозяйство, экология. Учебник по курсу «География Свердловской
области». Екатеринбург. Изд-во Урал. Ун-та; Изд-во Дома учителя.
3.
Мурзина И.Я., Кряжева Н.Г.
Екатеринбург – мой любимый
город. Книга для чтения. 5-7 класс. Екатеринбург: Издательство «Сократ».
4.
Огоновская И.С., Шкерин В.А. История Урала с древнейших
времен до конца ХУШ века. 6-7 класс. - Екатеринбург: Изд-во Дома учителя,
2001.
Интернет-ресурсы:
1.
«Контора
Кука»,
справочная
информация
о
туризме
и
путешествиях http:// www.kontorakuka.ru
2.
Великие
путешественники,
мореплаватели
и
http://www. geografia.ru/
3.
Газета «География» http://geo.september.ru/
4.
Географическое общество России http://rgo.org.ru/'
5.
Журнал «Вокруг света» http: //www, vokr ugs veta. ru/
6.
Клуб журнала «GEO» http://www. geo.ru/
географы