Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
«Рукоделки» разработана на основе следующих нормативных документов:
программа
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря
2012 года (с изменениями и дополнениями) – определяет общие принципы и нормы
регулирования образовательной деятельности в России, в том числе дополнительного
образования детей.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (ФГОС НОО) – устанавливает требования к результатам освоения
образовательных программ, условиям их реализации и структуре учебного процесса.
Программа учитывает положения ФГОС, направленные на всестороннее развитие ребенка, в
том числе через творческую деятельность.
3. Примерные программы дополнительного образования детей – разработанные в
соответствии с ФГОС и утвержденные Министерством просвещения РФ. Они содержат
рекомендации по организации дополнительных образовательных программ для младшего
школьного возраста.
4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН) для образовательных
учреждений – определяют санитарно-гигиенические требования к условиям реализации
образовательного процесса, включая требования к организации учебного пространства,
продолжительности занятий, использованию материалов и инструментов.
5. Приказ Министерства образования и науки РФ №19681 "О порядке организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам" – регулирует порядок разработки и реализации
дополнительных общеобразовательных программ, в том числе творческих направлений.
6. Конвенция ООН о правах ребенка – устанавливает обязательства государства по
обеспечению прав ребенка на развитие личности, творческих способностей, защиту и
благоприятные условия обучения.
7. Программа воспитания и социализации обучающихся в образовательных учреждениях
Российской Федерации – включает задачи и направления работы, направленные на
воспитание и социальное развитие детей, что отражено в содержании программы через
коллективные проекты и развитие навыков работы в команде.
8. Устав МАОУ СОШ № 71.
Направленность программы «Рукоделки» - художественная, т.к. связана с декоративноприкладным искусством.
Уровень освоения программы - ознакомительный.
Актуальность программы: Программа «Рукоделки» является актуальной в современном
образовательном пространстве, поскольку отвечает ряду значимых задач, связанных с развитием
личности ребенка, его навыков и способностей, а также с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения. Актуальность программы
можно обосновать следующими аспектами: Развитие творческих способностей: В условиях
стремительно меняющегося мира навыки креативного мышления становятся все более
востребованными. Программа «Рукоделки» создает условия для раскрытия и развития творческого
потенциала детей, что особенно важно в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы для
формирования креативности и способности к самостоятельной деятельности. Формирование гибких
навыков (soft skills): В современном обществе важную роль играют не только академические знания, но
и так называемые гибкие навыки: умение работать в команде, решать проблемы, планировать свою
работу, находить творческие подходы к решению задач. Программа развивает у детей
коммуникативные способности, навыки работы в коллективе, ответственность, самостоятельность и
умение ставить перед собой цели и достигать их.
Отличительные особенности
программы: Программа охватывает работу с
различными материалами: бумага, картон, пряжа, пластилин, нитки и природные материалы. Это
позволяет развивать у детей широкий спектр навыков: от мелкой моторики до пространственного
мышления. Освоение различных техник (оригами, аппликация, лепка, ткачество) способствует
формированию комплексного творческого подхода.
Развитие творческого потенциала: Программа направлена на стимулирование воображения и
креативного мышления. Задания имеют творческий характер, что позволяет детям
самовыражаться и экспериментировать с материалами. Дети учатся искать нестандартные
решения и воплощать свои идеи в материальной форме, что особенно важно для формирования
уверенности в своих способностях.
Возрастная адаптация: Программа разработана специально для начальных классов, с учетом
возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Задания соответствуют их
когнитивным и физическим возможностям. Каждый урок построен так, чтобы дети могли
выполнять задания самостоятельно или с минимальной помощью педагога.
Постепенное усложнение задач: Структура программы построена с постепенным увеличением
сложности заданий. Дети начинают с простых техник (оригами, аппликации) и постепенно
переходят к более сложным проектам, таким как создание объемных фигур из картона,
комбинирование разных материалов. Это позволяет ученикам шаг за шагом развивать свои
навыки, не испытывая при этом перегрузки.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы,составляет от 7 до 11
лет.
Особенности организации образовательного
процесса:
Гибкость и вариативность в подходе к обучению: Образовательный процесс организован с
учетом индивидуальных особенностей и интересов учащихся. Занятия предусматривают
свободный выбор материалов и техник для выполнения заданий, что позволяет каждому ребенку
проявить свои способности и фантазию. Это способствует развитию личной ответственности за
результаты своей работы.
Практическая направленность занятий: Обучение строится на основе практических занятий,
что дает возможность учащимся сразу же применять теоретические знания на практике. Дети
непосредственно взаимодействуют с материалами (бумага, картон, пластилин, пряжа и т.д.) и
создают реальные предметы, что делает процесс обучения более наглядным и увлекательным.
Интеграция проектной деятельности: Важным элементом программы является выполнение
проектных работ, как индивидуальных, так и групповых. Например, итоговый проект «Моя
любимая поделка» позволяет детям реализовать свои идеи и воплотить их в конкретных
продуктах. Проектная деятельность развивает навыки планирования, организованности и
самостоятельности, а также учит доводить начатое дело до конца.
Индивидуальный и дифференцированный подход: В процессе обучения учитываются
уровень развития учащихся и их индивидуальные возможности. Задания имеют разные уровни
сложности, что позволяет адаптировать процесс обучения под каждого ребенка.
Цель и задачи программы
Цель программы: Создать условия для развития творческих способностей, креативного мышления и
мелкой моторики у детей младшего школьного возраста через освоение различных техник работы с
бумагой, картоном, пластилином, пряжей и другими материалами. Сформировать у учащихся навыки
самостоятельной работы и умение выражать свои идеи в творческих проектах.
Задачи программы:
1. Образовательные задачи:
Ознакомить детей с различными материалами (бумага, картон, пряжа, пластилин) и научить их
использовать в творческой деятельности.
Научить основам конструирования и моделирования из картона, бумаги и других подручных
материалов.
Освоить техники аппликации, оригами, лепки, ткачества и создание объемных конструкций.
Сформировать навыки планирования творческой работы и последовательного выполнения
поставленных задач.
2. Развивающие задачи:
Развивать мелкую моторику через работу с мелкими деталями, ножницами, клеем, иглой и
нитками.
Развивать пространственное и логическое мышление, внимание и память через моделирование
и конструирование объемных предметов.
Стимулировать творческое мышление и воображение, помогая учащимся генерировать
оригинальные идеи и находить нестандартные решения.
Способствовать развитию самостоятельности, умению доводить начатое дело до конца,
принимать решения и планировать процесс работы.
3. Воспитательные задачи:
Воспитывать аккуратность, терпение и усидчивость в процессе создания творческих работ.
Формировать у детей уверенность в своих силах и способность преодолевать трудности,
возникающие в процессе выполнения творческих проектов.
Развивать умение работать в коллективе, формировать навыки сотрудничества и взаимопомощи
через коллективные проекты.
Воспитывать интерес и любовь к творческой деятельности, эстетический вкус и бережное
отношение к использованию материалов.
4. Социальные задачи:
Способствовать развитию коммуникативных навыков через обсуждение и презентацию своих
работ перед сверстниками.
Формировать ответственность за выполнение заданий, умение оценивать результаты своего
труда и адекватно принимать оценку других.
Прививать уважение к труду других людей, навыки работы в группе и культуру общения.
Таким образом, программа "Творческая мастерская" направлена на всестороннее развитие
личности ребенка через творчество, с акцентом на формирование как практических, так и социальных
навыков, необходимых для успешной деятельности в будущем.
Тематическое планирование (135 часа)
№ Тема занятия
Часы Материалы
Введение. Правила
Презентация, образцы
1.5
1
безопасности.
работ
Оригами: базовые фигуры
1.5 Бумага для оригами
2
(журавлик).
3 Оригами: животные (лягушка). 1.5
4 Аппликация: «Осенний лес».
1.5
5 Аппликация: «Морское дно». 1.5
Бумага для оригами
Цветная бумага, клей,
картон
Бумага, блестки,
ракушки
Содержание
Знакомство с программой,
инструктаж по ТБ.
Освоение базовых схем, складывание
журавлика.
Создание объемной фигурки
лягушки.
Многослойная аппликация с
листьями и деревьями.
Создание подводного мира с
рыбками и водорослями.
№ Тема занятия
Лепка из пластилина:
6
«Неваляшка».
Лепка: животные (ежик,
7
черепаха).
Моделирование из картона:
8
домик.
Моделирование из картона:
9
замок.
Коллективная работа: «Город
10
будущего».
Часы Материалы
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
11 Мозаика из бумаги: «Цветы». 1.5
Панно из природных
материалов.
Изготовление цветов из
13
бумаги.
14 Работа с пряжей: помпоны.
Поделка из пряжи:
15
«Зверушки».
12
1.5
1.5
1.5
1.5
16 Картины из пряжи: «Грибок». 1.5
17 Ткачество: основы на картоне. 1.5
18 Ткачество: мини-коврик.
Объемные игрушки из
картона.
Поделки из пряжи и картона:
20
«Ловец снов»
Лепка объемных фигур:
21
«Динозавр».
Панно с нитками:
22
«Солнышко».
Бумажная мозаика:
23
«Животные».
Моделирование фигурок из
24
теста.
Праздничная открытка: «8
25
Марта».
19
26 Картина из ниток: «Дерево».
Аппликация из ткани:
«Цветы».
Игрушки из лоскутков:
28
«Кукла».
27
1.5
1.5
Содержание
Лепка круглой фигуры с
Пластилин, стеки
детализацией.
Создание фигурок с использованием
Пластилин
природных элементов.
Построение объемного домика с
Картон, ножницы, клей
окнами и дверью.
Декорирование замка, добавление
Картон, краски
башен и флагов.
Картон, бумага,
Создание макета города с дорогами и
пластилин
парками.
Вырезание и наклеивание мелких
Цветная бумага, клей
деталей.
Создание композиции «Осенний
Листья, шишки, клей
букет».
Создание роз и тюльпанов с
Бумага, проволока
проволочным каркасом.
Пряжа, ножницы
Изготовление помпонов для игрушек.
Создание мишек и зайцев из
Пряжа, клей, глазки
помпонов.
Аппликация пряжей на картонной
Пряжа, картон, клей
основе.
Картон, пряжа
Плетение простых узоров.
Пряжа, картонная
Создание коврика с геометрическим
основа
орнаментом.
Изготовление Деда Мороза и
Картон, краски
Снегурочки.
1.5
Пряжа, перья, картон
1.5
Пластилин
1.5
Нитки, картон, клей
1.5
Бумага, клей
1.5
Соленое тесто, краски
1.5
Бумага, ленты, стразы
1.5
Нитки, картон
1.5
Лоскуты ткани, клей
1.5
Ткань, нитки,
наполнитель
29 Игрушки из ниток: «Птичка». 1.5
Пряжа, проволока
30 Маска из картона: «Лев».
Картон, краски, перья
1.5
31 Панно с нитками: завершение. 1.5
Нитки, клей
32 Вышивка лентами: «Цветок». 1.5
Ленты, ткань, пяльцы
Плетение традиционного оберега.
Создание фигурки с детализацией
чешуи.
Аппликация нитками в технике
«стринг-арт».
Заполнение контура мелкими
бумажными элементами.
Лепка и роспись магнитов для
холодильника.
Комбинирование техник квиллинга и
аппликации.
Создание картины в технике нитяной
графики.
Вырезание и наклеивание тканевых
элементов.
Пошив простой куклы-мотанки.
Изготовление птички с каркасом из
проволоки.
Роспись и декорирование маски.
Добавление финальных деталей,
оформление работы.
Освоение стежков «петля» и
№ Тема занятия
Часы Материалы
1.5
33 Вязание крючком: цепочка.
Бисероплетение: «Брелок1.5
34
сердечко».
Новогодний проект: «Ёлочные
1.5
35
шары».
36 Квиллинг: «Снежинки».
Декупаж: «Новогодняя
тарелка».
Работа с тканью: «Подушка38
звезда».
Роспись камней: «Божьи
39
коровки».
37
40 Создание свечей из воска.
Поделки из фетра: «Брошьцветок».
Создание магнитов из
42
полимерной глины.
Плетение из газетных
43
трубочек: корзинка.
Картина шерстью: «Зимний
44
пейзаж».
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
Пряжа, крючки
Содержание
«французский узелок».
Изучение воздушных петель.
Бисер, леска
Плетение по схеме.
Шишки, блестки,
краски
Бумажные полоски,
клей
Салфетки, клей,
заготовки
Ткань, наполнитель
Галька, акриловые
краски
Воск, фитили,
аромамасла
Декорирование шаров.
Создание объемных снежинок.
Оформление тарелки к празднику.
Пошив и декорирование подушки.
Создание мини-картин.
Изготовление ароматических свечей.
1.5
Фетр, нитки, иглы
Изготовление броши с вышивкой.
1.5
Полимерная глина,
магниты
1.5
Газеты, клей, краски
Лепка фруктов и животных,
запекание.
Скручивание трубочек, плетение
основы.
1.5
Шерсть, рамка
Техника сухого валяния.
45 Коллаж: «Мои мечты».
1.5
Журналы, клей, ватман
Подбор изображений,
композиционное решение.
46 Свечи-аромалампы.
1.5
41
Роспись камней:
«Сказочные домики».
1.5
48 Проект «Ловец снов».
1.5
47
Создание блокнотов:
скрапбукинг.
Украшения из проволоки:
50
браслет.
49
51 Панно «Времена года».
1.5
1.5
Проволока, бусины
Освоение техники wire wrap.
1.5
Разные материалы
Коллективная работа: весна, лето,
осень, зима.
Мини-альбомы: «Мои
1.5
каникулы».
53 Лепка из мастики: «Цветы». 1.5
52
54 Проект «Город мечты».
1.5
55 Сумки-шоперы: роспись.
1.5
Арт-объекты из пластика:
«Ваза».
Вышивка бисером:
57
«Цветочный узор».
58 Мыло ручной работы:
56
Соевый воск, эфирные
Добавление ароматов и сухоцветов.
масла
Галька, акриловые
Создание мини-сюжетов на камнях.
краски
Плетение оберега с декоративными
Прутья, нитки, перья
элементами.
Оформление обложки, переплет
Бумага, ткань, декор
страниц.
1.5
1.5
1.5
Картон, фотобумага,
декор
Мастика, формы
Оформление в технике скрапбукинг.
Изготовление украшений для торта.
Коллективное создание макета с
Картон, бумага, краски
домами и парками.
Хлопковая ткань,
Нанесение узоров акриловыми
трафареты
красками.
Пластиковые бутылки, Превращение вторсырья в
краски
декоративный предмет.
Освоение техники параллельного
Бисер, канва
плетения.
Мыльная основа,
Добавление красителей и ароматов.
№ Тема занятия
«Фруктовое».
Витражная роспись:
59
«Бабочки».
Рамка для фото: «Моя
60
семья».
Игрушки из носков:
61
«Мишка».
62 Комиксы: «Мой герой».
Роспись футболок: «Мой
63
стиль».
Свечи-аромалампы:
64
«Лаванда».
65 Коллаж «Моя мечта».
Поделки из CD-дисков:
66
«Часы».
Часы Материалы
формы
Стекло, витражные
1.5
краски
1.5
Плетение фенечек:
«Дружба».
Открытка-аккордеон:
69
«Путешествие».
Декор стеклянных банок:
«Светильник».
Поделки из макарон:
73
«Рамка».
Картина из пуговиц:
74
«Дерево».
Марракеши: «Музыка
75
ветра».
Пасхальный проект: «Яйца76
декупаж».
Создание закладок:
77
«Животные».
72
Оформление в технике декупаж.
1.5
1.5
Футболки, трафареты
Нанесение индивидуальных принтов.
1.5
Воск, сухоцветы
Декорирование лавандой.
1.5
Журналы, клей, ватман Презентация и защита работ.
Старые CD-диски,
Декорирование в технике мозаики.
механизм
Шар-основа, кофе,
Создание декоративного дерева.
ленты
Освоение техники «косичка» и
Мулине
«цепочка».
1.5
1.5
1.5
70 Мобиль из бумаги: «Птицы». 1.5
71 Работа с кожей: «Брелок».
Нанесение контуров и заливка
цветом.
Носки, наполнитель,
пуговицы
Бумага, маркеры
1.5
67 Топиарий: «Дерево счастья». 1.5
68
Картон, декор, клей
Содержание
1.5
1.5
Пошив мягкой игрушки.
Создание сюжета и персонажей.
Бумага, фотографии
Создание многослойной открытки.
Бумага, нитки,
деревянные палочки
Кожаные лоскуты,
заклепки
Банки, краски,
светодиоды
Подвесная конструкция с элементами
оригами.
Вырезание и сборка.
Создание ночника.
1.5
Макароны, краски, клей Окрашивание и сборка.
1.5
Пуговицы, клей, холст Создание объемной композиции.
1.5
1.5
1.5
78 Объемные буквы из картона. 1.5
Трубочки, бусины,
нитки
Заготовки яиц,
салфетки
Изготовление подвесного декора.
Оформление в технике декупаж.
Картон, ленты, фетр
Комбинирование материалов.
Картон, краски
Изготовление именных букв для
декора.
80 Поделки из шин: «Кашпо».
1.5
81 Создание веера из бумаги.
1.5
82 Картина песком: «Море».
Поделки из спичек:
83
«Домик».
1.5
Холщовые сумки,
трафареты
Пластиковые бутылки,
краски
Бумага, деревянные
палочки
Цветной песок, клей
1.5
Спички, клей
84 Роспись пасхальных яиц.
1.5
Деревянные заготовки, Традиционные и современные
краски
орнаменты.
79 Роспись сумок: «Геометрия». 1.5
Нанесение геометрических узоров.
Превращение бутылки в кашпо.
Складывание и декор.
Нанесение слоев песка на эскиз.
Сборка мини-домика.
№ Тема занятия
Создание ловца снов: мини85
версия.
86 Панно из крупы: «Солнце».
Изготовление масок:
87
«Животные Африки».
Создание календаря: «Мой
88
год».
Часы Материалы
1.5
Прутья, нитки, бисер
1.5
Крупа, клей, картон
Содержание
Упрощенная техника для
начинающих.
Выкладывание узоров.
1.5
Картон, краски, перья
Роспись масок гепарда, зебры.
1.5
Бумага, фотографии,
декор
Оформление в технике скрапбукинг.
89 Подготовка к выставке.
1.5
Любые материалы
90 Итоговая выставка.
1.5
Выставочный зал
Оформление работ, составление
этикеток.
Презентация проектов, награждение.
Планируемы результаты
Личностные результаты:
1. Развитие у учащихся интереса к творческой деятельности и стремления к самовыражению через
создание поделок из различных материалов.
2. Формирование уверенности в собственных силах, повышение самооценки через выполнение
творческих заданий и успешную презентацию работ.
3. Воспитание аккуратности, терпения, ответственности и целеустремленности в процессе
выполнения творческих проектов.
4. Развитие умения работать в коллективе, взаимопомощи и уважения к труду других людей через
участие в групповых заданиях и проектах.
5. Повышение эмоциональной устойчивости и снижение уровня стресса через участие в спокойной,
увлекательной творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
1. Развитие коммуникативных навыков: умение обсуждать и презентовать свои работы,
высказывать идеи и аргументировать свои решения.
2. Формирование навыков планирования и организации собственной деятельности: учащиеся
учатся планировать этапы работы, подбирать материалы и доводить проекты до завершения.
3. Развитие аналитического и логического мышления через работу с объемными конструкциями,
моделирование и решение творческих задач.
4. Развитие пространственного воображения и моторики, что помогает улучшить общие учебные
способности.
5. Умение использовать различные материалы (бумагу, картон, пластилин, пряжу) и инструменты
для реализации собственных идей.
6. Развитие навыков самооценки и рефлексии через участие в коллективных обсуждениях и
выставках, умение адекватно оценивать свою работу и работы сверстников.
Предметные результаты:
1. Освоение техник работы с различными материалами: бумага, картон, пластилин, пряжа,
природные материалы.
2. Умение создавать простые и сложные объемные поделки и модели из бумаги и картона (замки,
домики, ракеты и т.д.).
3. Владение основными приемами лепки из пластилина, создание миниатюрных фигурок
животных, персонажей и элементов природы.
4. Знание и применение техник оригами, создание базовых и более сложных фигур из бумаги.
5. Навыки плетения и работы с пряжей (изготовление браслетов, помпонов, простых тканых
изделий).
6. Умение сочетать различные материалы для создания композиционных работ (например,
аппликации с использованием бумаги, ткани и природных материалов).
7. Создание декоративных изделий (открытки, закладки для книг, панно и пр.) с использованием
различных техник.
Итоговые результаты:
По окончании программы учащиеся смогут свободно использовать приобретенные навыки для
создания самостоятельных творческих проектов, грамотно подбирать материалы, инструменты
и технику исполнения.
Каждый ребенок представит на итоговой выставке одну или несколько своих работ, получив
опыт публичной презентации и коллективного обсуждения.
Учащиеся приобретут уверенность в своих творческих способностях и желание продолжать
развивать свои навыки в будущем.
Формы и виды контроля
Определение результативности обучения
Формы и виды
Описание
контроля
Текущий контроль
Педагог наблюдает за процессом
выполнения работ, оценивает
Наблюдение
активность, аккуратность, соблюдение
инструкций
Проверка знаний учащихся о техниках
Устный опрос
работы с материалами, правилах
безопасности
Определение результативности
обучения
Оценка уровня самостоятельности,
организованности и аккуратности
работы учащегося
Определение уровня теоретической
подготовки и понимания материала
Самооценка
Учащиеся оценивают свои работы и
процесс выполнения задания
Способность адекватно оценивать
свои достижения, осознание
прогресса
Коллективные
обсуждения и
рецензии
Групповая оценка выполненных работ
учащихся, обсуждение сильных и
слабых сторон
Развитие критического мышления и
коммуникативных навыков
Промежуточный
контроль
Демонстрация работ
Выставки работ
Показ готовых работ после завершения
темы или урока
Организация мини-выставок в классе,
оценка по критериям: оригинальность,
аккуратность, сложность
Умение презентовать свою работу,
степень соответствия замыслу
Оценка качества и оригинальности
работ, прогресс в освоении техник
Учащиеся рассказывают о процессе
создания своей работы
Способность аргументировать свои
действия, умение выступать перед
аудиторией
Итоговая выставка
Представление итоговых работ на
коллективной выставке
Способность довести проект до
завершения, уровень сложности и
качества итоговой работы
Итоговая самооценка
Учащиеся оценивают свои успехи и
прогресс за время программы
Осознание собственного роста,
умение критически оценить свои
работы
Анкетирование и
устный опрос
Педагог собирает мнения учащихся о
курсе, их успехах и трудностях
Оценка уровня удовлетворенности
программой и степени освоения
материалов
Итоговое
коллективное
обсуждение
Обсуждение выставленных работ,
совместная оценка итогов программы
Умение давать и принимать
обратную связь, анализ собственного
и коллективного прогресса
Презентации
Итоговый контроль
Список литературы для педагога:
1. Аркина, Т. И. "Методика работы с бумагой в начальной школе". – М.: Просвещение, 2015.
Практическое пособие для педагогов, освещающее методы работы с бумагой и картоном,
рекомендации по созданию простых и сложных изделий.
2. Богуславская, З. М. "Развитие творческих способностей у детей младшего школьного
возраста".
–
М.:
Педагогика,
2014.
Книга содержит методические рекомендации по развитию креативного мышления и
эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста.
3. Каневский, Л. Г. "Технологии художественного творчества в школе". – СПб.: Детство-Пресс,
2016.
Практическое пособие, где рассмотрены различные техники прикладного искусства, включая
аппликацию, моделирование и оригами.
4. Пименова, О. В. "Оригами для детей и взрослых: техники и схемы". – М.: РОСТ, 2017.
Полный справочник по техникам оригами, включающий пошаговые инструкции и советы для
детей и педагогов.
5. Краевская, Е. В. "Лепка и моделирование для детей младшего школьного возраста". – М.:
Академия,
2013.
Издание содержит советы и методики по лепке из пластилина, работе с объемными формами и
моделированию.
6. Зинченко, А. В. "Основы работы с природными материалами". – М.: Просвещение, 2015.
Пособие включает в себя методы работы с природными материалами, идеи для творчества и
разработки занятий для младших школьников.
7. Сухомлинская, Т. А. "Методика организации творческой деятельности детей". – М.: Учитель,
2014.
Книга дает педагогам представление о том, как организовать творческую деятельность,
мотивировать детей и развивать их способности.
8. Лазарев, А. Б. "Творческие проекты в начальной школе". – М.: ВЛАДОС, 2016.
Издание освещает методику создания творческих проектов с использованием различных
материалов (бумага, картон, пряжа, пластилин).
9. Барышникова, Т. В. "Творческая мастерская: креативные задания для детей". – М.: Эксмо, 2018.
Практическое пособие с идеями и схемами для создания поделок из бумаги, картона, пластилина
и других материалов.
10. Кондрашова, М. Н. "Техники рукоделия: от простого к сложному". – СПб.: Питер, 2017.
Пособие для педагогов по обучению детей различным техникам рукоделия, включая плетение
из пряжи, вышивку и творчество.