ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Программа по проектной деятельности в области биологии, химии и
физики представляет собой инновационную образовательную инициативу,
ориентированную на развитие исследовательских навыков у детей и
подростков в возрасте от 14 до 18 лет. Она сочетает теоретические знания с
практическими проектами, способствуя глубокому пониманию естественных
наук и формированию навыков самостоятельной работы. Программа
реализуется в рамках концепции проектного обучения, где участники сами
выбирают темы, проводят эксперименты и представляют результаты.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Обучающие цели
Знакомство
с
современными
проблемами
избранного
актуального
направления науки, основными перспективами его развития.
Освоение основных положений методологии исследовательской и проектной
деятельности и их практического применения.
Развитие представлений о сборе и первичной обработке материалов при
естественно-научных исследованиях.
Закрепление и расширение учебного материала по физике, химии, биологии.
Развивающие цели
Развитие познавательного интереса к объектам и процессам окружающего
мира.
Способствование развитию когнитивных способностей, умения вести
дискуссию и отстаивать свою точку зрения.
Способствование развитию экологического мышления.
Способствование развитию творческих способностей.
Способствование получению и закреплению общетрудовых, специальных и
профессиональных умений и навыков.
Развитие у подростков умения работать с программным обеспечением и
специальными приборами.
Воспитательные цели
Способствование
появлению
у
подростков
интереса
к
научному
умения
адекватно
исследованию.
Воспитание
самостоятельности,
ответственности,
оценивать свою работу и работу сверстников, а также работать в команде.
Развитие навыка групповой работы с получением совместного результата.
Формирование сознательного и ответственного отношения к личной
безопасности и безопасности окружающих.
МЕСТО КУРСА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Актуальность программы обусловлена введением в федеральные
государственные стандарты общего образования понятия «исследовательская
и проектная деятельность». Так, во ФГОС для основной школы сказано, что
«Основная образовательная программа основного общего образования должна
содержать...
программу
развития
универсальных
учебных
действий
(программу формирования общеучебных умений и навыков) на ступени
основного общего образования, включающую формирование компетенций
обучающихся
в
области
использования
информационно-
коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной
деятельности». Это ставит перед учителем задачу обучения учащихся
специфике этих видов деятельности, овладения ими навыками реализации
исследовательских и проектных задач, освоения главных структурных
элементов исследовательской и проектной деятельности, способности
переносить их с одного предметного материала на другой.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на обучающихся 8-10 классов
Каждая
тема
состоит
из
теоретического
материала,
примеров,
иллюстрирующих теоретический материал (на основе двух-трёх текстов или
визуальных фрагментов, подобранных из первоисточников), задания для
обсуждения текстов и практической части, когда учебная группа делится
натри части (химия, физика, биология) и учащиеся отрабатывают пройденное,
получая практические задания для самостоятельной работы (в лаборатории,
компьютерном классе и др.) и фиксируя результаты в рабочих тетрадях.
Теоретическое занятие проходит в классе с использованием материала
учебного пособия. Вначале учитель поясняет цель занятия и его основное
содержание. Для групповой работы в классе по теме занятия рекомендуется
подготовить (или определить во время занятия) актуальный кейс или тему,
которую
следует
обсудить
в
зафиксироватьвывод.6Практическое
режиме
занятие
групповой
посвящено
работы
и
практической
отработке в лаборатории материала и понятий, определённых в теоретическом
занятии.
Тематический состав занятий:
1. Исследование и проектирование. Сходства и различия.
2. Проблемный вопрос, или Что нового и интересного я могу сказать
в
выбранной области?
3. Актуальность в моей работе. Как говорить от моего собственного лица?
4. Источники информации и как ими пользоваться. Ссылки и правила
цитирования.
5. Как сформулировать тему работы? Откуда взять интересное направление?
6. Объект и предмет работы.
7. Что такое цель и как её поставить?
8. Откуда берутся задачи?
9. Гипотеза и зачем она нужна.
10.Что такое методы и методики. Как подобрать метод под мою цель?
11.Планирование работы. Ресурсная база и как её просчитать.
12.Корректировка плана в ходе выполнения работы и зачем нужно его
корректировать.
13.Что такое собственные результаты и как их обрабатывать. Статистическая
обработка данных.
14.Анализ результатов и их обсуждение.
15.Подготовка отчёта о работе. Жанры представления результатов (тезисы,
статья, компьютерная презентация, постер и др).
16.Инфографика и как её делают.
17.Подготовка выступления о работе. Публичная презентация результатов
работы. Как я могу понравиться экспертам?
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы по проектной деятельности в области
биологии, химии и физики учащиеся приобретут комплекс знаний, навыков и
умений, способствующих развитию исследовательских способностей и
подготовке к самостоятельной научной работе. Ниже представлены ключевые
результаты, структурированные по уровням.
1. Знания
Учащиеся освоят:
Понятийный аппарат проектной и исследовательской деятельности, включая
основные термины и определения.
Методологию
научного
исследования,
а
также
содержание
этапов
исследования и проектирования.
Закономерности проектной и исследовательской деятельности, включая её
структуру и ключевые принципы.
Основные методы научного исследования, применяемые в естественных
науках (биологии, химии и физике).
2.
Навыки
и
умения
(уровень
становления
исследовательских
способностей)
Учащиеся разовьют следующие навыки и умения:
Определять цель и тематику проекта или исследовательской работы.
Выделять основные задачи для достижения поставленной цели.
Устанавливать реалистичные сроки выполнения проекта или работы.
Подбирать подходящие методы и способы решения задач.
Владеть методикой сбора, обработки и анализа материала, включая
экспериментальные данные.
Эффективно
работать
с
научной
литературой:
выделять
главное,
анализировать и синтезировать информацию.
Грамотно использовать в работе литературные данные, материалы сайтов и
другие источники.
Соблюдать правила оформления исследовательской работы и отчёта о её
выполнении.
Подготавливать доклады и компьютерные презентации для выступлений на
научно-практических конференциях.
Грамотно, кратко и чётко излагать мысли, отвечать на вопросы и
аргументировать позиции.
Подготавливать тезисы по результатам проекта для публикации.
3. Итоговые результаты освоения программы
По завершении программы учащиеся представляют результаты командного
проекта, в котором каждый участник выделяет и демонстрирует свою
индивидуальную часть. Это способствует интеграции полученных знаний и
навыков в практическую деятельность, а также развитию умений работать в
коллективе и нести ответственность за личный вклад.
Эти результаты способствуют формированию компетенций, необходимых для
успешного участия в олимпиадах, научных конкурсах и дальнейшего
образования в STEM-областях. Программа ориентирована на достижение
measurable и achievable целей, с акцентом на практическое применение
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс
№
п/п
Тема
Основное содержание
Количество
часов
Теор. Практ
1
Исследование и
проектирование
Исследование и проектирование как
основные методы познания и
деятельности. Цели исследования и
проектирования и их различия.
Примеры проектов и исследований
1
1
2
Проблемный
вопрос
Проблемный вопрос и его отличие от
учебной задачи. Источники
появления проблемного вопроса.
1
1
3
Актуальность
Методы формирования проблемного
вопроса в работе. Что такое
актуальность и для кого
поставленная
проблема актуальна (для страны, для
сообщества, для учащегося).
Правильная формулировка
актуальности работы
1
1
4
Источники
информации
Литературный обзор и его
особенности. Специфика разных
источников информации. Правила
цитирования
1
1
5
Тема работы
Формулирование темы
исследовательской или проектной
работы. Основные требования и их
отличия от требования к работам
других жанров
1
1
6
Объект и
предмет
Необходимость выбора объекта и
предмета, их отличия. Примеры
объектов и предметов в
исследовательских и проектных
1
1
работах учащихся
7
Цель работы
Цели в исследовательских
проектных
работах, их отличия. Цель и тема.
Как
правильно поставить цель?
1
1
8
Задачи работы
Задачи как этапы движения к цели.
Главные и вспомогательные задачи.
Отличие задач от методов.
1
1
9
Гипотеза
работы
Гипотеза в исследованиях и почему
она не нужна в проектах. Отличие
гипотез от утверждения. В каком
случае необходима формулировка
гипотезы?
1
1
10
Методы
исследования и
проектирования
Как подобрать метод выполнения
работы? Эффективность метода.
Чувствительность метода
1
1
11
Планирование
Этапы планирования хода
исследовательской и проектной
работы. Особенности их
планирования. Ресурсная база и как
её определяют
1
1
12
Корректировка
плана
Что такое контроль и для чего он
предназначен. Необходимость
корректировки. Исторические
примеры
1
1
13
Результаты и их
обработка
Что является результатом
исследовательской и проектной
работы. Первичные и вторичные
результаты. Достоверность
результатов. Статистическая
обработка
1
1
14
Анализ
результатов
Способы интерпретации результатов.
Факторы, влияющие на результат, и
их анализ
1
1
15
Подготовка
отчета
Как подготовить отчёт о работе?
Жанры
представления результатов (тезисы,
статья, компьютерная
презентация, постер и др.
1
1
16
Инфографика
Подготовка материалов работы к
презентации. Графическое
изображение результатов
1
1
17
Выступление
Публичная презентация результатов
работы. Структура выступления и
его
адресность. Психология общения с
экспертами
1
1
Итого:
№
17
Наименование раздела, темы
урока
17
Количество
часов
Количество
часов .
9 класс
Раздел 1. Введение 3
1
Понятия «индивидуальный проект», «проектная
деятельность», «проектная культура». Стартовая
диагностика
1
2
Типология проектов
1
3
Методология и технология проектной деятельности
1
Раздел 2. Инициализация проекта 24
4
Тема и проблема проекта
1
5
Тема и проблема проекта
1
6
Критерии оценивания проектов и
исследовательских работ
1
7
Методика презентации и защиты проектов,
курсовых и исследовательских работ
1
8
Методика презентации и защиты проектов,
курсовых и исследовательских работ
1
9
Методические рекомендации по написанию и
оформлению работ
1
10
Методические рекомендации по написанию и
оформлению работ
1
11
Структура проектов, курсовых и
исследовательских работ
1
12
Методы исследования: методы эмпирического
исследования
1
13
Методы исследования: методы эмпирического
исследования
1
14
Методы, используемые как на эмпирическом, так и
на теоретическом уровне исследования
1
15
Методы, используемые как на эмпирическом, так и
на теоретическом уровне исследования
1
16
Методы теоретического исследования
1
17
Виды переработки чужого текста
1
18
Виды переработки чужого текста
1
19
Логика действий при планировании работы.
1
20
Календарный график проекта
1
21
Применение информационных технологий в
исследовании, проекте, курсовой работе.
1
22
Работа в сети Интернет
1
23
Работа с научной литературой
1
24
Методика работы в музеях, архивах
1
25
Методика работы в музеях, архивах
1
26
Сбор и систематизация материалов
1
27
Способы и формы представления данных.
1
Раздел 3. Оформление промежуточных результатов проектной
деятельности 7
28
Оформление эскизов, моделей, макетов проектов
1
29
Оформление эскизов, моделей, макетов проектов
1
30
Оформление эскизов, моделей, макетов проектов
1
31
Практикум «Снятие коммуникативных барьеров
при публичной защите результатов проекта».
1
32
Оформление эскизов, моделей, макетов проектов
1
33
Защита пробных проектов, исследовательских
работ. Промежуточная аттестация.
1
34
Защита пробных проектов, исследовательских
работ
1
35
Защита пробных проектов, исследовательских
работ
1
Итог:
35
10 класс
Раздел 1. Введение 4
1
Анализ итогов проектов 9 класса. Стартовая
диагностика
1
2
Корректировка проекта с учетом рекомендаций
1
3
Корректировка проекта с учетом рекомендаций
1
4
Планирование деятельности по проекту на 11 класс
1
Раздел 2. Управление оформлением и
завершением проектов 24
5
Применение информационных технологий, работа
в сети Интернет
1
6
Применение информационных технологий, работа
в сети Интернет
1
7
Компьютерная обработка данных исследования
1
8
Компьютерная обработка данных исследования
1
9
Библиография, справочная литература, каталоги
1
10
Библиография, справочная литература, каталоги
1
11
Сбор и систематизация материалов по проектной
работе
1
12
Сбор и систематизация материалов по проектной
работе
1
13
Основные процессы исполнения, контроля и
завершения проекта
1
14
Основные процессы исполнения, контроля и
завершения проекта
1
15
Мониторинг выполняемых работ
1
16
Методы контроля исполнения
1
17
Методы контроля исполнения
1
18
Управление завершением проекта
1
19
Управление завершением проекта
1
20
Корректирование критериев оценки продуктов
проекта и защиты проекта
1
21
Корректирование критериев оценки продуктов
проекта и защиты проекта
1
22
Архив проекта. Составление архива проекта
1
23
Составление архива проекта: электронный вариант
1
24
Главные предпосылки успеха публичного
выступления
1
25
Навыки монологической речи.
1
26
Аргументирующая речь
1
27
Публичное выступление и личность.
1
28
Подготовка авторского доклада
1
Раздел 3. Защита результатов проектной
деятельности 5
29
Публичная защита результатов проектной
деятельности
1
30
Публичная защита результатов проектной
деятельности. Промежуточная аттестация.
1
31
Публичная защита результатов проектной
деятельности
1
32
Экспертиза проектов
1
Экспертиза проектов
33
1
Раздел 4. Рефлексия проектной деятельности 1
Дальнейшее планирование осуществления
проектов
34
Итог:
1
34
Материально-техническая база
Для программы по проектной деятельности в биологии, химии и физике
нужна базовая инфраструктура для экспериментов и исследований. Вот
ключевые элементы:
Основное оборудование
Биология: Микроскопы, инкубаторы, пробирки, пипетки.
Химия: Весы, колбы, реакторы, вытяжки.
Физика: Измерители (термометры, амперметры), оптика,
электрические цепи.
Цифровые инструменты и ПО
Симуляторы (PhET, ChemDraw), программы для данных (Excel),
презентации (PowerPoint), облачные сервисы (Google Drive).
Помещения и материалы
Лаборатории с вентиляцией (50–100 м²), классы с проекторами.
Расходные: Реактивы, защитная одежда, канцелярия; утилизация
отходов.
Дополнительно: Доступ к литературе.
Общие методические источники:
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
среднего общего образования (2012, обновления 2020) – определяет
цели и структуру проектной деятельности в школьных предметах.
"Проектная деятельность в образовательном процессе" (авторы: Полат
Е.С., Бухаркина М.Ю., 2006) – руководство по организации проектов,
включая этапы и оценку.
"STEM-образование: инновации в обучении" (автор: Князева М.А.,
2018) – обзор методов интеграции науки, технологий и математики для
школьников.
Источники по биологии
"Биология в школе: проектные задания" (автор: Смирнова В.А., 2015) –
примеры экспериментов и исследований для школьной программы.
"Экология и биотехнологии" (автор: Шилов И.А., 2019) – основы для
проектов по устойчивому развитию и генетике.
Источники по химии
"Химия в проектной деятельности" (автор: Габриелян О.С., 2014) –
пособие по лабораторным работам и анализу данных.
"Органическая химия: эксперименты для школьников" (автор:
Остроумов И.Г., 2017) – практические задания по синтезу и реакциям.
Источники по физике
"Физика: проектные работы" (автор: Громов С.В., 2016) –
моделирование и эксперименты в механике и электричестве.
"Интерактивные методы в преподавании физики" (автор: Родина Н.А.,
2020) – использование симуляторов и ИКТ в проектах