СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.
2.
3.
4.
Пояснительная записка
Учебный план
Учебно-тематический план
Материально-техническое обеспечение программы
3
9
10
15
5.
Кадровое обеспечение программы
16
6.
Учебно-методическое обеспечение программы
17
7.
Список литературы
18
8.
Приложения
19
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования детей физкультурноспортивной направленности «Школа мяча» включает нормы и требования,
определяющие
содержание
программы
максимальный
объем
учебной
вне
дополнительного
нагрузки
образования,
обучающихся,
уровень
подготовки обучающихся, а также основные требования к обеспечению
образовательного процесса.
Программа рассчитана на школьников 7- 12 лет и предполагает 1 год
обучения по программе. Она предусматривает проведение теоретических и
практических занятий, выполнение учащимися контрольных нормативов,
участие в соревнованиях.
Основной показатель работы секции – выполнение программных
требований
по
уровню
подготовленности
учащихся,
выраженных
в
количественных показателях физического развития, физической, технической,
тактической, теоретической подготовленности.
Цель и задачи программы
Цель программы – содействие гармоничному, физическому развитию,
всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья обучающихся,
привитие
потребности
к
систематическим
занятиям
физическими
упражнениями.
Задачи программы:
Обучающие:
обучить технике стоек и перемещений, передачам мяча, приему
мяча, подачам, атакующему удару, блокированию;
сформировать навыки в организации и проведении учебно-
тренировочных занятий и соревнований;
3
научить
выполнять
нормативные
требования
по
видам
подготовки;
дать знания об основах техники и тактики игры.
Развивающие:
развитие специальных физических способностей, необходимых
для совершенствования игрового навыка;
укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты,
гибкости, ловкости;
повышение уровня общей физической подготовленности.
Воспитательные:
привить стойкий интерес к занятиям волейболом;
укрепить здоровье и содействовать правильному физическому
развитию и разносторонней физической подготовленности.
Планируемые результаты освоения курса обучения:
Личностные результаты:
сформировать понимание значения физической культуры для
укрепления здоровья человека;
развить патриотическое чувство через занятия спортом и изучение
истории спорта в России;
развить потребность принятия норм здорового образа жизни,
позитивного общения друг с другом.
Метапредметные результаты:
уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность
(соблюдение режима дня, выполнение утренней зарядки, участие в
оздоровительных мероприятиях и т. д.);
уметь планировать свое свободное время;
развить навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
4
Предметные результаты:
владеть основными понятиями и правилами спортивных и
подвижных игр;
владеть основными фактами из истории развития баскетбола и
волейбола в России;
выполнять нормативы по ОФП.
Программа является блочной. Содержание курса обучения основного
этапа распределяется по следующим блокам:
блок «Вводное
занятие»,
в рамках которого происходит
знакомство с группой, с целями и задачами обучения как каждого обучения,
так и по курсу в целом;
блок «Общая физическая подготовка. Спортивные и подвижные
игры», направленный на развитие опорно-двигательного аппарата, развитие
быстроты реакции, ловкости, скорости), изучается история развития
физической культуры, спорта в РФ, техника безопасности на занятиях,
тренировочных занятиях и соревнованиях;
блок «Техника и тактика в командных играх с мячом»,
направленный на отработку шагов, бросков, скоростной техники, передачи
мяча, формируются тактические индивидуальные действия в команде;
блок «Игры и соревнования», в рамках которого предусмотрено
посещение игр и соревнований профессиональных команд по командным
игровым видам спорта, участие детей в соревнованиях районного и городского
уровней;
блок «Итоговый контроль», направленный на определение уровня
сформированности знаний, умений и навыков по окончании каждого года
обучения и всего курса обучения по программе;
блок «Заключительное занятие», в рамках которого подводятся
итоги за прошедший год обучения и/или за весь курс обучения. Рефлексия.
5
Условия реализации программы
Программа секции «Школа мяча» адресована детям 7 - 12 лет и
рассчитана на 1 год обучения.
Состав обучающихся постоянный, возможно пополнение группы в
течение учебного года. Количество обучающихся в группе – 15-18 человек.
Режим занятий, регламентируемый СанПиН, следующий:
Общий объем часов в год – 76 часов.
Количество занятий в неделю – 2;
Продолжительность занятий – 1 час.
Ведущие формы и методы работы
Организационной формой процесса обучения является групповое
занятие.
Ведущие методы работы:
тренировки по общей и специальной физической подготовке (занятия
на воздухе, игры, эстафеты);
теоретические занятия в форме бесед, дискуссий, тестов;
соревновательные игры и эстафеты;
участия в соревнованиях.
Участие в соревнованиях является неотъемлемой частью учебного
процесса.
С первого года обучения особое время уделяется общей физической и
специальной физической подготовке. На протяжении года удельный вес
физической и специальной подготовки меняется.
Формы организации процесса обучения:
1.
Комбинированное
занятие
(объяснение,
демонстрация
информации в форме рассказа, опрос в форме беседы, диалога, выполнение
практических заданий).
6
2. Практическое занятие (индивидуальная и групповая работа,
выполнение практических упражнений, заданий).
3. Открытые занятия, участие в спортивных мероприятиях различного
уровня.
Формы контроля
Определение результативности обучения
В
учебном
процессе
используются
как
групповые,
так
и
индивидуальные формы контроля освоения курса программы, определяющие
уровень сформированности общих и специальных (штрафные броски; броски
с дистанции, скоростная техника, передача мяча; подача мяча, прием,
тактические индивидуальные действия в команде) физических качеств
спортсмена. Виды, формы и методы контроля, а также цель и время их
проведения указаны в таблице.
Виды контроля,
сроки
Вводный
(входящий)
(в начале учебного
года)
Текущий
(в
течение
всего
учебного года)
Содержание
Формы
Методы контроля
контроля
Определение уровня Индивидуальный Сдача нормативов
физической
подготовки, умений
и навыков
Выявление ошибок Индивидуальный Беседа, опрос
и
успехов
в
освоении материала Групповой
Наблюдение
Учебные
соревновательные
игры
Выполнение
практических
упражнений
Итоговый
(аттестация)
- текущая
аттестация
(конец 1-го
полугодия)
Отслеживание
динамики,
прогнозирование
результативности
дальнейшего
обучения
Индивидуальный Контрольные
испытания по общей
Групповой
и
специальной
физической
подготовке
7
итоговая
аттестация
(конец всего курса
обучения)
Участие
соревнованиях
определение уровня
сформированности
знаний, умений и
навыков
по
окончании
всего
курса обучения по
программе
в
Наблюдение
Опрос
пройденному
теоретическому
материалу
по
Выполнение
практических
упражнений
Итоговый контроль обучающихся осуществляется при проведении
текущей
и
итоговой
аттестации
через
механизмы
групповой
и
индивидуальной работы, которая проходит в виде опроса в форме теста по
отдельным темам пройденного материала, контрольные испытания по общей
и специальной физической и технической подготовке
Сроки
проведения
аттестации
устанавливаются
администрацией
образовательного учреждения и фиксируются в его общем учебном плане: для
текущей аттестации – это последняя учебная неделя 1-го полугодия; для
промежуточной (итоговой – для последнего года обучения) – последняя
учебная неделя 2-го полугодия. В процессе итогового контроля отслеживается
усвоение знаний и динамика развития обучающихся по основным критериям.
Критериями оценки результатов освоения программы служат:
осмысленность
и
свободное
использование
специальной
терминологии;
соответствие уровня подготовки программным требованиям;
достижение поставленной задачи;
уровень развития
чувства
коллективизма,
ответственности,
умения работать в команде;
проявление лидерских качеств.
После
освоения
дополнительной
общеразвивающей программы документ не выдается.
8
общеобразовательной
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
Название блока
Количество часов
по годам
обучения
1.
2.
Вводное занятие
Общая физическая и
специальная подготовка.
Спортивные и подвижные
игры
Техника и тактика в
командных играх с мячом
Игры и соревнования
2
28
3.
4.
5.
6.
Итоговый контроль
Заключительное занятие
ИТОГО:
9
30
10
4
2
76
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
1.1
2.1.
2.2.
2.3
2.4.
2.5.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
4.1.
4.2.
4.3.
5.1.
Раздел (тема)
Количество часов
Формы\методы
аттестации/
Всего Теория Практи
контроля
ка
Блок 1. «Вводное занятие»
Вводное занятие
2
2
Блок 2. «Общая физическая подготовка.
Спортивные и подвижные игры»
ОФП (общая
6
2
4
Групповой, индивидуальный опрос,
физическая
сдача нормативов, выполнение
подготовка)
практических упражнений,
наблюдение
Эстафеты и игровые
6
1
5
Групповой, индивидуальный опрос,
взаимодействия
выполнение практических
упражнений, наблюдение
2
1
1
Групповой, индивидуальный опрос,
Отличие спортивных
выполнение практических
игр от подвижных
упражнений, наблюдение
Подвижные игры
6
1
5
Групповой, индивидуальный опрос,
выполнение практических
упражнений, наблюдение
Спортивные игры
8
1
7
Групповой, индивидуальный опрос,
«волейбол»,
выполнение практических
«пионербол»,
упражнений, наблюдение
«баскетбол»
Блок 3. «Техника и тактика в командных играх с мячом»
Подача мяча
6
6
Выполнение практических
упражнений, наблюдение
Прием, передача
6
6
Выполнение практических
мяча
упражнений, наблюдение
Пас
6
1
5
Групповой, индивидуальный опрос,
выполнение практических
упражнений, наблюдение
Ведение, броски
6
6
Выполнение практических
мяча
упражнений, наблюдение
Защита, нападение
6
1
5
Групповой, индивидуальный опрос,
выполнение практических
упражнений, наблюдение
Блок 4. «Игры и соревнования»
Товарищеские
4
4
Групповая работа, наблюдение
встречи по
пионерболу
Товарищеские
4
4
Групповая работа, наблюдение
встречи по
баскетболу
Участие в
2
2
Наблюдение
соревнованиях
различного уровня
Блок 5. «Итоговый контроль»
Текущая аттестация
2
1
1
Опрос по пройденному
теоретическому материалу,
наблюдение, контрольные
испытания по общей и специальной
физической подготовке
10
Итоговая
аттестация
5.2.
6.1.
Заключительное
занятие
Итого:
Наблюдение, выполнение
нормативов и практических
упражнений
Блок 6. «Заключительное занятие»
2
2
2
-
2
76
11
65
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Блок 1. Вводное занятие
Тема 1.1. Вводное занятие.
Теория: знакомство с группой. Цели и задачи обучения. Инструктаж по
ТБ и ПБ. Правила поведения на занятии.
Блок 2. Общая физическая подготовка.
Спортивные и подвижные игры
Тема 2.1. ОФП (общая физическая подготовка).
Теория: стойка баскетболиста, передвижение. Правила игры с мячом.
Практика: выполнение беговых и прыжковых упражнений,
упражнения для мышц ног и таза, силовые упражнения, упражнения с
мячами
Тема 2.2. Эстафеты и игровые взаимодействия.
Теория: правила игр, работа с партнером.
Практика: эстафеты и игровые взаимодействия с бегом на скорость, с
мячами разной величины, обручами, кубиками, комбинированные, парами.
Тема 2.3. Отличие спортивных игр от подвижных.
Теория: что такое спортивные игры и их отличие от подвижных игр.
Подвижные игры со спортивным инвентарем. Игровые упражнения.
11
Практика: разучивание и проигрывание подвижных игр «Кто дальше
бросит», «Точный расчет», «Выбей водящего», «Метко в цель», «Салки с
ведением», «Ведение мячей по кругу», «Мяч соседу», «Мяч капитану».
Тема 2.4. Подвижные игры.
Теория: правила подвижных игр.
Практика: подвижные игры на закрепление и совершенствование
навыков бега, подвижные игры на закрепление и совершенствование навыков
в
прыжках,
развитие
скоростных
способностей,
способностей
к
ориентированию в пространстве, подвижные игры на закрепление и
совершенствование метаний на дальность и меткость, развитие способностей
к
дифференцированию
способностей,
игры
на
параметров
комплексное
движений,
развитие
скоростно-силовых
координационных
способностей.
Тема 2.5. Спортивные игры «Волейбол», «Пионербол», «Баскетбол».
Теория: возникновение и история игровых видов спорта в России и в
мире.
Практика: выполнение практических упражнений по волейболу,
пионерболу, баскетболу
Блок 3. Техника и тактика в командных играх с мячом
Тема 3.1. Подача.
Практика: имитация подачи без мяча в шаге, нижняя, боковая, верхняя
подачи. Подача по зонам.
Тема 3.2. Прием, передача мяча.
Практика: ловля мяча, верхний, нижний прием, индивидуальная работа
с мячом, работа в паре на месте и в передвижении.
12
Тема 3.3. Пас.
Теория: взаимодействие игроков в команде
Практика: передача мяча в парах, в тройках на месте и в передвижении.
Подвижные игры: «10 передач», «Гонка мячей» по кругу и в колонне, «Защита
укрепления», «Мяч капитану».
Тема 3.4. Ведение, броски мяча.
Практика: ведение баскетбольных мячей по прямой, по кругу, змейкой,
со сменой рук, броскимяча в кольцо с места и в движении, броски через сетку.
Тема 3.5. Защита и нападение.
Теория: понятия – личная и зонная защита, блокирование.
Практика: упражнения техники нападения- действия без мяча, с мячом,
упражнения техники защиты- действия без мяча, с мячом, прием мяча,
блокирование мяча.
Блок 4. Игры и соревнования
Тема 4.1. Товарищеские встречи по пионерболу.
Практика: игра в пионербол среди обучающихся группы.
Тема 4.2. Товарищеские встречи по баскетболу.
Практика: игра в баскетбол среди обучающихся группы.
Тема 4.1. Участие в соревнованиях различного уровня.
Практика: участие в соревнованиях районного и городского уровней.
Блок 5. Итоговый контроль
Тема 5.1. Текущая аттестация.
Теория: опрос в форме теста по пройденному материалу.
Практика: открытое занятие, сдача нормативов, контрольные замеры.
13
Тема 5.2. Итоговая аттестация.
Практика: сдача нормативов, контрольные замеры.
Блок 6. Заключительное занятие
Тема 6.1. Заключительное занятие
Практика: подведение итогов за прошедший год обучения. Рефлексия.
14
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Помещение для занятий: спортивный зал.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Оборудование
Сетка волейбольная
Гимнастическая стенка
Гимнастические скамейки
Гимнастические маты
Скакалки
Мячи набивные
Мячи теннисные
Мячи баскетбольные
Мячи волейбольные
Рулетка
Конус
Обручи
Кубики
15
Количество
/шт
2
6
4
4
30
5
10
20
20
2
20
15
20
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Количество педагогов, ведущих занятие - 1.
2. Требования к компетенции педагога:
− педагогическое образование;
− профильная подготовка (владение знаниями, умениями, навыками,
соответствующими профилю программы);
− владение знаниями по основам психологии детей и подростков;
− владение основами знаний по работе с детьми особых категорий
(одаренные и мотивированные дети, дети с ОВЗ)
− владение знаниями по ТБ и ПБ.
16
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
Учебные пособия
Фурманов А.Г. «Начальное обучение волейболистов». Минск,
«Беларусь», 1976 - 189 с
Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н. «Волейбол в школе». М.:
«Просвещение», 1989 г. – 154с.
Железняк Ю.Д. «120 уроков по волейболу». М.: «ФК и С», 1970 г.
Magma-Team.ru Методика тактической подготовки волейболистов
Видео-уроки по волейболу (сайт физическая культура для
учителей)
http://pculture.ru/sekcii/basketball/video_basketball/
Методическая продукция
Таблицы контроля уровня освоения программы:
оценка уровня соответствия нормативам по общей и специальной
физической подготовке;
контрольно-переводные нормативы
Перечень тренингов на взаимодействие и командообразование
Перечень тренингов по психологической подготовке спортсмена к
соревнованиям
Дидактические материалы
Таблица нормативов по физической подготовке спортсмена
Таблица «Правила травмобезопасности»
Таблица «Правила оказания первой помощи»
Таблицы контроля уровня освоения программы:
оценка уровня соответствия нормативам по общей и специальной
физической подготовке;
контрольно-переводные нормативы
Перечень тренингов на взаимодействие и командообразование
Перечень тренингов по психологической подготовке спортсмена к
соревнованиям
17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Клещев Ю.Н., Фурманов А.Г. «Юный волейболист». М.: «ФК и
С», 1979 г.-89 с.
2.
Козырева Л. «Волейбол». Азбука спорта. М.: «ФК и С», 2003 г.–
3.
Перельман
159 с.
М.Р.
«Специальная
физическая
подготовка
физическая
подготовка
волейболиста». «ФК и С», 1969 г.-254 с.
4.
Перельман
М.Р.
«Специальная
волейболиста». «ФК и С», 1969 г.–89 с.
5.
Слупский Л.Н. «Волейбол: игра связующего». М.: «ФК и С», 1984
г.-157 с.
6.
Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. «Волейбол». Азбука спорта. М.:
«ФК и С», 1983 г.-198 с.
7.
Эйнгорн А.Н. «500 упражнений для волейболиста». М.: «ФК и С»,
1959 г.-214 с.
18
ПРИЛОЖЕНИЕ
Общая и специальная физическая подготовка. Спортивные и
подвижные игры. Перечень необходимых упражнений и игр
1.
Гимнастические упражнения:
упражнения для мышц рук и плечевого пояса;
упражнения без предметов индивидуальные и в парах;
упражнения с набивными мячами – поднимание, опускание,
перебрасывание с одной руки на другую над головой, перед собой, за спиной,
броски и ловля мяча; в парах, держась за мяч – упражнения в сопротивлении;
упражнения на снарядах – висы, упоры, размахивания в висе и
упоре, подтягивание;
упражнения для мышц туловища и шеи;
упражнения без предметов индивидуальные и в парах: наклоны и
повороты головы;
упражнения с набивными мячами – лежа на спине и лицом вниз,
сгибание и поднимание ног, мяч зажат между стопами ног, прогибания,
наклоны.
2.
Упражнения для мышц ног и таза:
упражнения без предметов индивидуальные и в парах: приседания
в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег;
упражнения с набивными мячами – приседания, выпады, прыжки,
подскоки;
упражнения на скамейках;
упражнения со скакалкой, прыжки в высоту с прямого разбега или
по дуге; прыжки на баскетбольный щит, прыжки на волейбольную сетку
(имитация блока); прыжки через скамейки.
3.
Акробатические упражнения:
19
группировки в приседе, сидя и лежа на спине;
перекаты в группировке лежа на спине (вперед и назад);
перекаты в стороны из положения лежа и упора стоя на коленях;
перекаты вперед и назад прогнувшись;
4.
Легкоатлетические упражнения:
бег с ускорением на 40 м, 50 – 60 м.;
низкий старт и стартовый разбег до 60 м.;
повторный бег 2 – 3х20 – 30 м., 2 – 3х30 – 40 м, 3 – 4х50 – 60 м.;
бег с низкого старта 60 м, 100 м.;
эстафетный бег с этапами до 40 м.;
бег с препятствиями от 60 до 100 м (количество препятствий от 4
до 10), в качестве препятствий используются набивные мячи, учебные
барьеры, условные окопы;
бег в чередовании с ходьбой до 400 м.;
бег медленный до 3 мин.– мальчики, до 2 мин.– девочки;
бег или кросс от 500 м до1000 м.
5.
Упражнения для развития скорости:
по зрительному сигналу рывки с места с максимальной скоростью
на отрезках 5, 10, 15 м и т. д. до 30 м с постоянным изменением длины отрезков
из исходных положений: стойка баскетболиста лицом, боком и спиной к
стартовой линии, сидя, лежа на спине и на животе в различных положениях
относительно к стартовой линии; то же, но перемещение приставными
шагами;
стартовые рывки с мячом, в соревнованиях с партнером, вдогонку
за летящим мячом, в соревнованиях с партнером за овладение мячом;
бег с остановками и резким изменением направления. «Челночный
бег» на 5, 9 и 10 м ( с общим пробеганием за одну попытку 25 – 35 м).
«Челночный бег», отрезки пробегаются лицом, спиной, правым, левым боком
20
вперед; приставными шагами. То же с набивными мячами в руках (весом от 1
до 4 кг);
бег с изменением скорости и способа передвижения в зависимости
от зрительного сигнала;
бег в колонне по одному – по постоянно меняющемуся
зрительному сигналу, при этом выполняется определенное задание:
ускорение, остановка, изменение направления и способа передвижения,
поворот на 360 – прыжком вверх, имитация передачи. То же, но занимающиеся
передвигаются в парах, тройках от лицевой до лицевой линии.
6.
Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств:
одиночные и серийные прыжки, толчком двумя и одной ногой, с
доставанием одной и двумя руками подвешенных предметов (сетки, щита,
кольца);
выпрыгивания из исходного положения, стоя толчковой ногой на
опоре высотой 50 – 60 см как без отягощения, так и с различными
отягощениями ( 10 – 20 кг);
спрыгивания с возвышения 40 – 60 см с последующим прыжком
через планку (прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх),
установленную на доступной высоте, то же, но с разбега 3 – 7 шагов;
подпрыгивание на месте в яме с песком как на одной, так и на двух
ногах, по 5 – 8 отталкиваний в серии;
прыжки по наклонной плоскости выполняются на двух и одной
ноге в гору и с горы, отталкивание максимально быстрое;
прыжки по ступенькам с максимальной скоростью;
разнообразные прыжки со скакалкой;
прыжки через барьер толчком одной и двумя ногами;
впрыгивание
на
гимнастические
увеличением высоты);
21
маты
(с
постепенным
прыжки с места вперед – вверх, назад – вверх, вправо – вверх,
влево – вверх, отталкиваясь одной и двумя ногами, то же, но с преодолением
препятствия;
ходьба в полуприседе с набивными мячами (50 – 100м).
Передвижение в полуприседе прыжками вперед, назад, в стороны с набивным
мячом в руках. Выпрыгивание из полуприседа с выносом набивного мяча
вверх на прямые руки (15 – 30 раз или сериями 3Х10 с паузами между ними в
1,5 – 2 мин). Прыжки, удерживая набивной мяч на прямых руках над головой;
приседания в максимально быстром темпе (сериями 2Х10);
выпрыгивание из полуприседа (сериями 2Х10); подскоки и прыжки на двух
ногах (1 – 2 мин); продвижение прыжками на двух ногах, прыжками с ноги на
ногу, бег, рывки с изменением направления (50 – 100 м);
7.
Подвижные игры:
«Гонка мячей»;
«Салки»;
«Невод»;
«Метко в цель»;
«Подвижная цель»;
«Эстафета с бегом»;
«Эстафета с прыжками»;
«Мяч среднему»;
«Мяч капитану»;
«Перестрелка»;
«Зущита укрепления»;
«Вызывай смену»;
«Эстафета баскетболистов»;
«Эстафета с прыжками чехардой»;
«Встречная эстафета с мячом»;
«Ловцы»;
22
«Борьба за мяч»;
«Мяч ловцу»;
«Катающаяся мишень».
8.
Подвижные игры на закрепление и совершенствование навыков
«Салки»;
«Пятнашки»;
«Третий лишний»;
«Перемена мест»;
«Охота на лис»;
«Убегай – догоняй»;
«Салки по месяцам»;
«Краденое знамя».
9.
Подвижные игры на закрепление и совершенствование навыков в
бега:
прыжках,
развитие
скоростных
способностей,
ориентированию в пространстве:
«Скакалка- подсекалка»;
«Успей пробежать»;
«Волк ворву»;
«Поймай лягушку»;
«Зайцы в огороде»;
«Чехарда»;
«Перемена мест»;
«Кенгуру»;
«Воробушки»;
«Козы и волки»;
«Кошки, мышки»;
«Кто выше прыгнет»;
«Удочка».
23
способностей
к
10.
Подвижные игры на закрепление и совершенствование метаний
на дальность и меткость, развитие способностей к дифференцированию
параметров движений, скоростно-силовых способностей:
«Передай мяч»;
«Охотники и утки»;
«Мяч капитану»;
«Салки с мячом»;
«Поймай мяч»;
«Охота на оленей»;
«Защити город»;
«Охотники на дичь»;
«Тигр, отними мяч»;
«Перестрелка»;
«Не давай мяч водящему»;
«Лови - не лови»;
«Метко в цель»;
«Передал - садись»;
«Старт за мячом».
11.
Игры на комплексное развитие координационных способностей:
«Лови - не лови»;
«Школа мяча»;
«Мяч в центр»;
«С двумя мячами навстречу»;
«Перестрелка»;
«Охотники и утки»;
«Борьба за мяч»;
«Подвижная цель»;
«Ловкие и меткие»;
«Дальние броски»;
24
«Мяч капитану»;
«Ведение мячей по кругу»;
«Салки с ведением»;
«Кто дальше бросит»;
«Гонка мячей»;
«Салки»;
«Метко в цель»;
«Подвижная цель»;
«Эстафета с бегом»;
«Эстафета с прыжками»;
«Мяч среднему»;
«Охотники и утки»;
«Перестрелка»;
«Перетягивание через черту»;
«Вызывай смену»;
«Эстафета футболистов»;
«Эстафета баскетболистов»;
«Эстафета с прыжками чехардой»;
«Встречная эстафета с мячом»;
«Ловцы»;
«Борьба за мяч».
25