СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.
2.
3.
4.
5.
Пояснительная записка
Учебный план
Календарное планирование
Материально-техническое обеспечение программы
Формы контроля и оценки
2
3
5
8
8
9
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
программы: Шахматы
–
это
не
только
игра,
доставляющая детям много радости и удовольствия, но и действенное,
эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения
шахматам помогает детям ориентироваться на плоскости, развивает
логическое и стратегическое мышление, память, внимание, усидчивость,
пространственное воображение и волю к победе. Программа предназначена
для разновозрастной группы и предусматривает индивидуальный подход к
каждому ребенку, позволяя начать обучение с нуля и достичь уверенного
уровня игры.
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Уровень освоения: ознакомительный и базовый.
Форма занятий: групповая (с делением на подгруппы по уровню знаний),
индивидуальная.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 академическому часу (45 минут) или 1
раз в неделю 2 академических часа (90 минут).
Основные принципы программы:
Принцип
доступности: Учет
возрастных
и
индивидуальных
особенностей учащихся.
Принцип
«от
простого к
сложному»: Поэтапное
усложнение
изучаемого материала.
Принцип практической направленности: Максимальное количество
времени уделяется практической игре и решению задач.
Принцип
(«начинающие»,
дифференциации: Группа
«продолжающие»)
делится
для
на
отработки
подгруппы
навыков
соответствующего уровня.
Цель
программы: Создание
условий
для
личностного
и
интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры
посредством обучения игре в шахматы.
3
Задачи программы:
Обучающие:
Обучить правилам шахматной игры.
Изучить основы шахматной тактики и стратегии.
Освоить основные дебютные принципы и виды эндшпиля.
Научить записи шахматной партии.
Обучить анализу сыгранных партий.
Развивающие:
Развивать логическое, абстрактное и стратегическое мышление.
Развивать память, внимание, концентрацию и воображение.
Развивать умение принимать решения и нести за них ответственность.
Формировать навыки самоконтроля и усидчивости.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к сопернику.
Формировать спортивный характер и волю к победе.
Воспитывать умение достойно принимать как победу, так и поражение.
Прививать
интерес
к
шахматам
как
к
виду
спорта
и
интеллектуальному досугу.
Ожидаемые результаты
По окончании курса учащиеся будут знать:
Правила игры в шахматы.
Названия и правила ходов всех фигур.
Основные тактические приемы (вилка, двойной удар, связка и др.).
Основные принципы игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле.
Правила записи шахматной партии (шахматная нотация).
По окончании курса учащиеся будут уметь:
Самостоятельно сыграть партию по правилам от начала до конца (мат, пат,
ничья по соглашению).
4
Распознавать и применять простые тактические удары.
Записывать ходы партии.
Анализировать простые позиции.
Разрабатывать простой план игры.
Грамотно разыгрывать базовые окончания (например, король и ферзь
против короля).
Личностные результаты:
Развитие познавательной активности и самостоятельности.
Повышение уровня самодисциплины и ответственности.
Умение работать в группе и уважать мнение других.
Наименование
раздела и темы
Вводный раздел
Формы
Количество часов
контроля
Всего
Теор.
Практ.
2
2
0
2
2
0
16
6
10
Знакомство.
История шахмат.
Беседа
Инструктаж по ТБ.
Основы
шахматной игры
Шахматная доска и
фигуры. Начальная
Опрос,
2
1
1
расстановка.
практическая
работа
Ходы и взятие
фигур. Ладья, слон,
ферзь, конь, пешка,
4
2
2
2
1
1
Решение задач,
мини-игры
король.
Шах, мат, пат. Цель
5
Решение задач
игры.
Рокировка. Взятие
на проходе.
Сравнительная сила
фигур.
на мат
2
1
1
2
0,5
1,5
Как начинать
шахматную партию.
Основные
4
0,5
3,5
двойной удар,
20
6
4
1
3
Решение
4
1
3
Серии задач,
6
2
4
комбинации.
6
2
4
14
4
10
2
1
1
этюдов.
Основы
позиционной игры.
разбор
классических
комбинаций
Решение
Стратегия игры
тематических
задач
Комбинация.
тактических задач и
тематических
задач
завлечение.
Матовые
практическая
Решение
Тактические
отвлечение,
партий,
14
связка.
приемы:
упражнение
игра
Тактические
приемы: нападение,
Практическое
Анализ
принципы дебюта.
Тактика игры
Решение задач
6
Турнир по
решению задач
Анализ
позиций
Оценка позиции.
Понятие о плане.
Атака на короля.
Разбор партий,
4
1
3
практическая
игра
Пешечная
структура:
изолированные,
2
1
1
Анализ
примеров
проходные пешки.
Практика
Основы эндшпиля:
ключевые поля,
6
1
5
оппозиция.
окончаний
(ладья, ферзь,
пешка)
Практическая
игра и
16
2
14
2
1
1
соревнования
Турнирные
правила.
Беседа
Шахматный этикет.
Участие в
внутренних
турнирах и сеансах
Турниры
10
0
10
одновременной
(быстрые,
классические)
игры.
Анализ
Разбор сыгранных
партий.
4
1
3
ошибок, поиск
лучших
продолжений
Итоговое занятие
2
1
7
1
Подведение итогов
года. Награждение
Торжественное
2
1
1
72
21
51
мероприятие
лучших учеников.
ИТОГО:
Календарное планирование (пример на 9 месяцев, сентябрь - май)
Октябрь (8 ч.): Вводные занятия, основы (доска, фигуры, ходы, цель
игры). Завершение основ (рокировка, взятие на проходе), начало тактики
(двойной удар, нападение).
Ноябрь (8 ч.): Тактика (связка, отвлечение, завлечение). Внутренний турнир
на понимание правил.
Декабрь (8 ч.): Комбинации. Матовые комбинации. Решение задач.
Январь (8 ч.): Основы стратегии. Понятие о дебюте и плане. Пешечные
структуры.
Февраль (8 ч.): Эндшпиль. Простые окончания (король и пешка, король и
ферзь).
Март (8 ч.): Закрепление тактики и стратегии. Активная практическая игра.
Апрель (8 ч.): Подготовка к итоговому турниру. Разбор партий. Сеанс
одновременной игры.
Май
(16
ч.): Итоговый
турнир
кружка.
Разбор
итоговых
партий.
Награждение. Итоговое занятие.
Методическое обеспечение
Материально-техническое оснащение: Шахматные доски и фигуры
(не
менее
10
комплектов),
демонстрационная
шахматная
доска
с
магнитными фигурами, шахматные часы (5-7 комплектов), компьютеры с
шахматными программами (желательно), раздаточный материал (диаграммы
с задачами).
8
Дидактические материалы: Сборники шахматных задач и
этюдов для начинающих, учебники по шахматам для детей, базы партий,
видеоматериалы (уроки гроссмейстеров).
Формы контроля и оценки
Текущий контроль: Наблюдение за работой на занятии,
активность, решение задач у доски.
Промежуточный контроль: Участие в внутренних турнирах,
тематические
тесты
(например,
на
решение
тактических
задач
за
ограниченное время).
Итоговый контроль: Результаты выступления в итоговом
турнире кружка, выполнение итогового теста по теории.
Данная программа является гибкой и может корректироваться
педагогом в зависимости от реального темпа усвоения материала группой и
индивидуальных особенностей учащихся.
9