ДООП Шахматы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.
2.
3.
4.
5.

Пояснительная записка
Учебный план
Календарное планирование
Материально-техническое обеспечение программы
Формы контроля и оценки

2

3
5
8
8
9

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

программы: Шахматы

–

это

не

только

игра,

доставляющая детям много радости и удовольствия, но и действенное,
эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения
шахматам помогает детям ориентироваться на плоскости, развивает
логическое и стратегическое мышление, память, внимание, усидчивость,
пространственное воображение и волю к победе. Программа предназначена
для разновозрастной группы и предусматривает индивидуальный подход к
каждому ребенку, позволяя начать обучение с нуля и достичь уверенного
уровня игры.
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Уровень освоения: ознакомительный и базовый.
Форма занятий: групповая (с делением на подгруппы по уровню знаний),
индивидуальная.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 академическому часу (45 минут) или 1
раз в неделю 2 академических часа (90 минут).
Основные принципы программы:
Принцип

доступности: Учет

возрастных

и

индивидуальных

особенностей учащихся.
Принцип

«от

простого к

сложному»: Поэтапное

усложнение

изучаемого материала.
Принцип практической направленности: Максимальное количество
времени уделяется практической игре и решению задач.
Принцип
(«начинающие»,

дифференциации: Группа
«продолжающие»)

делится

для

на

отработки

подгруппы
навыков

соответствующего уровня.
Цель

программы: Создание

условий

для

личностного

и

интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры
посредством обучения игре в шахматы.
3

Задачи программы:
Обучающие:
Обучить правилам шахматной игры.
Изучить основы шахматной тактики и стратегии.
Освоить основные дебютные принципы и виды эндшпиля.
Научить записи шахматной партии.
Обучить анализу сыгранных партий.
Развивающие:
Развивать логическое, абстрактное и стратегическое мышление.
Развивать память, внимание, концентрацию и воображение.
Развивать умение принимать решения и нести за них ответственность.
Формировать навыки самоконтроля и усидчивости.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к сопернику.
Формировать спортивный характер и волю к победе.
Воспитывать умение достойно принимать как победу, так и поражение.
Прививать

интерес

к

шахматам

как

к

виду

спорта

и

интеллектуальному досугу.
Ожидаемые результаты
По окончании курса учащиеся будут знать:
Правила игры в шахматы.
Названия и правила ходов всех фигур.
Основные тактические приемы (вилка, двойной удар, связка и др.).
Основные принципы игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле.
Правила записи шахматной партии (шахматная нотация).
По окончании курса учащиеся будут уметь:
Самостоятельно сыграть партию по правилам от начала до конца (мат, пат,
ничья по соглашению).
4

Распознавать и применять простые тактические удары.
Записывать ходы партии.
Анализировать простые позиции.
Разрабатывать простой план игры.
Грамотно разыгрывать базовые окончания (например, король и ферзь
против короля).
Личностные результаты:
Развитие познавательной активности и самостоятельности.
Повышение уровня самодисциплины и ответственности.
Умение работать в группе и уважать мнение других.
Наименование
раздела и темы
Вводный раздел

Формы

Количество часов

контроля

Всего

Теор.

Практ.

2

2

0

2

2

0

16

6

10

Знакомство.
История шахмат.

Беседа

Инструктаж по ТБ.
Основы
шахматной игры
Шахматная доска и
фигуры. Начальная

Опрос,
2

1

1

расстановка.

практическая
работа

Ходы и взятие
фигур. Ладья, слон,
ферзь, конь, пешка,

4

2

2

2

1

1

Решение задач,
мини-игры

король.
Шах, мат, пат. Цель

5

Решение задач

игры.
Рокировка. Взятие
на проходе.
Сравнительная сила
фигур.

на мат
2

1

1

2

0,5

1,5

Как начинать
шахматную партию.
Основные

4

0,5

3,5

двойной удар,

20

6

4

1

3

Решение
4

1

3

Серии задач,
6

2

4

комбинации.

6

2

4

14

4

10

2

1

1

этюдов.
Основы
позиционной игры.

разбор
классических
комбинаций

Решение

Стратегия игры

тематических
задач

Комбинация.

тактических задач и

тематических
задач

завлечение.

Матовые

практическая

Решение

Тактические
отвлечение,

партий,

14

связка.
приемы:

упражнение

игра

Тактические
приемы: нападение,

Практическое
Анализ

принципы дебюта.
Тактика игры

Решение задач

6

Турнир по
решению задач

Анализ
позиций

Оценка позиции.
Понятие о плане.
Атака на короля.

Разбор партий,
4

1

3

практическая
игра

Пешечная
структура:
изолированные,

2

1

1

Анализ
примеров

проходные пешки.
Практика

Основы эндшпиля:
ключевые поля,

6

1

5

оппозиция.

окончаний
(ладья, ферзь,
пешка)

Практическая
игра и

16

2

14

2

1

1

соревнования
Турнирные
правила.

Беседа

Шахматный этикет.
Участие в
внутренних
турнирах и сеансах

Турниры
10

0

10

одновременной

(быстрые,
классические)

игры.
Анализ
Разбор сыгранных
партий.

4

1

3

ошибок, поиск
лучших
продолжений

Итоговое занятие

2

1

7

1

Подведение итогов
года. Награждение

Торжественное

2

1

1

72

21

51

мероприятие

лучших учеников.
ИТОГО:

Календарное планирование (пример на 9 месяцев, сентябрь - май)
Октябрь (8 ч.): Вводные занятия, основы (доска, фигуры, ходы, цель
игры). Завершение основ (рокировка, взятие на проходе), начало тактики
(двойной удар, нападение).
Ноябрь (8 ч.): Тактика (связка, отвлечение, завлечение). Внутренний турнир
на понимание правил.
Декабрь (8 ч.): Комбинации. Матовые комбинации. Решение задач.
Январь (8 ч.): Основы стратегии. Понятие о дебюте и плане. Пешечные
структуры.
Февраль (8 ч.): Эндшпиль. Простые окончания (король и пешка, король и
ферзь).
Март (8 ч.): Закрепление тактики и стратегии. Активная практическая игра.
Апрель (8 ч.): Подготовка к итоговому турниру. Разбор партий. Сеанс
одновременной игры.
Май

(16

ч.): Итоговый

турнир

кружка.

Разбор

итоговых

партий.

Награждение. Итоговое занятие.
Методическое обеспечение
Материально-техническое оснащение: Шахматные доски и фигуры
(не

менее

10

комплектов),

демонстрационная

шахматная

доска

с

магнитными фигурами, шахматные часы (5-7 комплектов), компьютеры с
шахматными программами (желательно), раздаточный материал (диаграммы
с задачами).

8



Дидактические материалы: Сборники шахматных задач и

этюдов для начинающих, учебники по шахматам для детей, базы партий,
видеоматериалы (уроки гроссмейстеров).
Формы контроля и оценки


Текущий контроль: Наблюдение за работой на занятии,

активность, решение задач у доски.


Промежуточный контроль: Участие в внутренних турнирах,

тематические

тесты

(например,

на

решение

тактических

задач

за

ограниченное время).


Итоговый контроль: Результаты выступления в итоговом

турнире кружка, выполнение итогового теста по теории.
Данная программа является гибкой и может корректироваться
педагогом в зависимости от реального темпа усвоения материала группой и
индивидуальных особенностей учащихся.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».