1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по хоккею с шайбой составлена на основании
примерной программы многолетней подготовки по хоккею с шайбой в
соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Типовым
Положением об образовательном учреждении дополнительного образования
детей (Постановление Правительства РФ от 01.02.2005г. №49), нормативными
документами Министерства образования РФ и Министерства спорта и туризма,
регламентирующими работу спортивных школ.
Программа служит документом для эффективного построения работы с
детьми, на этапе многолетней подготовки и для содействия успешному
решению задач физического воспитания детей школьного возраста.
Актуальность программы в том, что система дополнительного
образования детей, в силу своей уникальности, способна не только раскрыть
личностный потенциал любого ребёнка, но и подготовить его к условиям
жизни в высоко конкурентной среде, развить умения бороться за себя и
реализовывать свои идеи. Поэтому ребенку очень важно движение, именно с
детства формируется потребность к занятиям физкультурой и спортом,
привычка здорового образа жизни. Выбор методов и средств воздействия на
привития обучающимся потребности к двигательной активности, которая
определяется заинтересованностью и сознательным участием его в
физкультурно-спортивном процессе.
В новизну программы положены нормативные требования по физической
и спортивно-технической подготовке, научные и методические разработки по
хоккею с шайбой отечественных и зарубежных тренеров и специалистов,
применяемые в последние годы для подготовки высококвалифицированных
спортсменов.
Педагогическая целесообразность образовательной программы
“Хоккей» определена тем, что ориентирует учащихся на приобщение каждого к
физической культуре и спорту, применение полученных знаний, умений и
навыков в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного
результата, на создание индивидуального творческого продукта.
Благодаря систематическим занятиям физической культурой и спортом
обучающиеся приобретают общую и специальную физическую подготовку, а
развитие
специальных
физических
качеств
помогает
развить
морфофункциональные системы растущего организма – в этом и заключается
педагогическая целесообразность разработанной образовательной программы
по обучению хоккею с шайбой.
Кроме того, педагогическую целесообразность образовательной
программы мы видим в формировании у учащегося чувства ответственности в
исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе (команда),
с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления всего
спортивного потенциала при выполнении индивидуальных прокатов ребенка в
соревновательной деятельности формирования тактического мышления.
•
Принцип комплектности предполагает тесную взаимосвязь
всех сторон учебно-тренировочного процесса (все виды подготовки,
воспитательной работы, восстановительных мероприятий и комплексного
контроля) в оптимальном соотношении.
•
Принцип преемственности определяет системность изложения
программного материала по этапам годичного и многолетнего циклов и его
соответствия требованиям высшего спортивного мастерства, при обеспечении
преемственности задач, методов и средств подготовки, объемов тренировочных
и соревновательных нагрузок, роста показателей уровня подготовленности.
•
Принцип
вариативности
предусматривает
вариативность
программного материала в зависимости от этапа многолетней подготовки,
возрастных индивидуальных особенностей юных хоккеистов.
Программа отличается тем, что:
- позволяет в условиях спортивной школы через дополнительное
образование расширить возможности образовательной области «Физической
культуры»;
- программа ориентирована на развитие творческого потенциала и
физических способностей обучающихся разных возрастных групп;
- содержание программы является основой для развития двигательных
умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых
обучающихся;
- программа
дополнительного
образования
имеет
четкую
содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному)
многолетней подготовки реализации задач.
Программный материал объединен в целостную систему поэтапной
спортивной подготовки и воспитательной работы, предполагая решение
следующих задач:
Цель:
-овладение основами техники выполнения физических упражнений;
-приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятий
различными видами спорта;
-выявление задатков и способностей детей;
-воспитание черт спортивного характера.
Основные задачи:
1. Укрепление здоровья и гармоническое развитие функций организма
занимающихся.
2. Разносторонняя общая физическая подготовка и начальное развитие всех
специальных физических качеств.
3. Освоение подготовительных, подводящих и базовых элементов.
4. Привитие интереса к регулярным занятиям, воспитание дисциплинированности,
аккуратности и старательности.
5. Формирование должных норм, общественного поведения; выявление задатков,
способностей и спортивной одарённости.
Каждый этап имеет определенную педагогическую направленность и на нем
решаются определенные, свойственные ему задачи.
Минимальный возраст зачисление детей в спортивно-оздоровительную
группу 6 лет. Срок реализации программы 1 год. Минимальная наполняемость
спортивно-оздоровительной группы от 10 до 15 человек.
Зачисляются в группы все желающие заниматься хоккеем с шайбой,
проживающие на данной территории и не имеющие медицинских
противопоказаний.
Основными формами организации деятельности учащихся на – учебнотренировочные занятия, групповые учебно-тренировочные и теоретические
занятия, работа по индивидуальным планам, медико-восстановительные
мероприятия, участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебнотренировочных сборах, пребывание в оздоровительно-спортивных лагерях,
инструкторская и судейская практика учащихся.
Режим тренировочной работы и требования по спортивной подготовке
Год
обуч
ения
1-й
Этапы
подготовки
спортивнооздоровител
ьный
СОГ
Возраст минимальная
(лет)
наполняемос
ть групп
6 -17
от 10 до 15
Таблица 1
недельная требования
по
учебноспортивной
тренирово подготовленност
чная
и на конец года
нагрузка
(час)
3
-
Планируемые результаты и способы их проверки
Основными показателями выполнения программных требований по
уровню подготовленности обучающихся являются: выполнения контрольнопереводных нормативов по общей и специальной физической подготовке и
участие в соревнованиях и теоретической подготовки. В конце года
обучающиеся сдают контрольно-переводные нормативы по общей физической
подготовке, специальной физической подготовке и теоретической подготовки.
Тесты принимаются в виде зачета на занятии и заносятся в журнал.
Обучающиеся не выполнившие переводные требования, могут быть оставлены
повторно в группе того же года обучения, но не более одного года.
На спортивно-оздоровительном этапе это (1 год обучения):
Знать
• Основные способы закаливание организма;
• Основы техники и тактики хоккея с шайбой.
Уметь:
• Регулярность посещение занятий;
• Владение клюшкой, умение кататься на коньках.
Формы и способы подведения итогов
Формами подведения итогов являются: промежуточная и итоговые контрольнопереводные испытания. Для проверки результатов обучения проводятся тесты,
участия в соревнования.
Подведение итогов реализации программы.
Участие ребят в районных, городских соревнованиях. Участие в товарищеских
встречах с клубами города. Участие юных хоккеистов в окружных, областных,
зональных и первенствах России по хоккею с шайбой
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Таблица 2
Учебные группы
Год
обучения
Раздел
подготовки
Теоретическая подготовка
Общая физическая подготовка
Специально -физическая
подготовка
Техническая подготовка
Тактическая подготовка
Восстановительные мероприятия
Игровая подготовка
Медицинское обследование
Инструкторская и судейская
практика
Контрольные упражнения и
соревнования
Всего в учебном году:
спортивно-оздоровительный этап
1
6
30
30
30
30
3
15
4
4
152
3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Подготовка обучающихся ведется круглогодично 35 недель учебно-тренировочных занятий,
12 недель учебно-тренировочных сборов, спортивно-оздоровительного лагеря, 6 недель активный отдых по индивидуальным планам.
форма обучения - очная.
начало учебного года – 1 сентября;
окончание учебного года - 31 мая;
окончание учебного года может быть сдвинуто в связи с проведением соревнований.
3.1. Срок и объём усвоения образовательной программы на
этапе подготовки :
I Этап – спортивно-оздоровительный – 1 год;
Спортивно-оздоровительный этап: Объём часовой нагрузки
оздоровительной группе 190 часов в учебном году.
в спортивно-
3.2 Продолжительность учебной недели
Продолжительность учебной недели – 3 дня, согласно расписания.
3.3 Продолжительность занятий.
Учебно-тренировочные занятия проводятся по расписанию. Продолжительность
занятия 40 минут. перерыв между учебно- тренировочными занятиями в группах - 10 минут
(СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (введены постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2021 № 28)
Продолжительность одного занятия в группах начальной подготовки не должна
превышать двух академических часов, в учебно-тренировочных группах – трех
академических часов при менее чем четырехразовых тренировочных занятий в неделю, в
группах, где нагрузка составляет 20 часов и более в неделю – четырех академических
часов.
Объем учебно-тренировочных занятий в неделю на этапах обучения:
спортивно-оздоровительный этап – 3 занятия
При объединении в одну группу занимающихся по возрасту и спортивной
подготовленности разница в уровнях их спортивного мастерства не должна превышать
двух разрядов.
объем учебно-тренировочной работы на этапах обучения (часов в неделю):
спортивно-оздоровительный этап – 5 часов.
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программного материала по основным структурным компонентам: этапам, мезоциклам и
микроциклам, которое определяется задачами, стоящими перед каждым конкретным
годичным циклом, календарем соревнований и закономерностями становления спортивной
формы.
Спортивно-оздоровительный этап - работа с неподготовленными детьми, с разным
уровнем физического развития, поэтому распределение учебного материала в годичном
цикле целесообразно проводить по месячным и недельным циклам, не придерживаясь
концепции периодизации.
В августе и сентябре преобладает общая физическая подготовка с акцентом на развитие
гибкости, ловкости, быстроты, а также гармоническое развитие всех мышечных групп.
Дальше включается специально-физическая и техническая подготовка на льду с акцентом на
обучение техники катания и развитие основных двигательных качеств. Небольшое внимание
уделяется тактической подготовке и теоретическим занятиям. В течении всего года
проводится широкий круг средств и методов игровой подготовки, направленных на развитие
игрового и оперативного мышления юных хоккеистов. Динамика распределения нагрузок по
годам этапа предварительной подготовки говорит об увеличении объемов всех видов
подготовки от первого к третьему году обучения. Различие этих годов заключается в
использовании различных методов и средств подготовки от более простых на
первом году обучения к более сложным.
План-график распределения программного материала
в годичном цикле для спортивно-оздоровительной группы 1-го года обучения (ч)
СОДЕРЖАНИЕ
кол-во
часов
О.Ф.П:
комплексы О.Р.У.
спортивные игры
Беговые упражнения
подготовка
С.Ф.П.
передвижение класс, ходами
имитационные упражнения
кроссовая подготовка
ходьба
комплекс спец упр. на коньках.
Технико-тактическая подготовка
обучение общей схеме передвижений к/х
обучение спец подгот. упражнений –скольжен.
на развитие равновесия
на согласованную работу рук и ног
обучение поворотов на месте
Теория
вводное занятие краткая историческая
справка сведения о возникновения хоккея
правила поведения и техника безопасности
хоккейный инвентарь, одежда, обувь, защита
гигиена, закаливание, режим дня
врачебный контроль и самоконтроль
краткая хар-ка ходов
правила соревнований по хоккею с шайбой
Восстановительные мероприятия
75
Контрольные упражнения и соревнования
Медицинское обследование
Всего часов:
9
2
152
30
25
М
Е
С
сентябрь октябр ноябрь декабр
14
х
х
х
х
5
х
х
х
х
х
4
х
х
х
14
х
х
х
х
5
х
х
х
х
х
4
х
х
Х
10
х
х
х
х
5
х
х
х
х
х
3
х
х
10
х
х
х
х
х
х
х
х
х
таблица 3
Я
Ц
Ы
Летний озд. лаг
январь февраль март апрель июнь июль Авг.
14
х
х
х
х
4
х
х
х
х
х
3
10
х
х
х
х
х
х
х
х
х
14
х
х
х
х
6
х
х
х
х
х
3
14
х
х
х
х
5
х
х
х
х
х
3
х
х
х
х
х
х
х
11
2
х
2
2
1
1
1
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
4
20
3
2
24
20
10
4
22
11
24
22
4.1 Физическая подготовка
Физическая подготовка хоккеистов имеет существенное значение, что связано с
особенностями содержания и структуры соревновательной деятельности, происходящей на
ограниченной площадке, в высоком темпе с обилием жестких контактных единоборств.
Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную.
Общая физическая подготовка направлена на гармоническое развитие различных
функциональных систем, мышечных групп, расширение двигательного опыта, создание
базы для успешного развития специальной подготовки.
Специальная физическая подготовка направлена на те качества и
функциональные системы, которые непосредственно отвечают за успешное ведение
соревновательной деятельности. В этом аспекте средства (упражнения), направленные на
повышение уровня общей физической подготовки, следует представлять как обще
подготовительные, а средства направленные на повышение уровня специальной
физической подготовки, как специально-подготовительные.
Общеподготовительные упражнения
1. Строевые и порядковые упражнения.
Построение группы: шеренга, колонна, фланг, дистанция, интервал. Перестроения:
в одну-две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй.
Виды размыкания. Выравнивание строя, расчет в строю, повороты на месте. Начало
движения, остановка. Изменение скорости движения.
2. Гимнастические упражнения с движениями частей собственного тела.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений, на месте и в
движении, по кругу или по периметру площадки сгибание и разгибание рук, вращение в
плечевых, локтевых и запястных суставах. Махи, отведение и приведение, рывкиназад в
сторону Упражнения для ног. Сгибание и разгибание ног в тазобедренных коленных и
голеностопных суставах; приведения, отведения и махи вперед, назад и в сторону: выпады с
пружинистыми покачиваниями: вращение в тазобедренном суставе ноги, согнутой в коленном
суставе; приседания; прыжки из различных исходных положений.
Упражнения для шеи и туловища. Повороты, наклоны, вращения головы. Наклоны
туловища, круговые вращения и повороты туловища. Из положения лежа на спине
поднимание ног с доставанием стопами головы. Из положения сидя упор кистями рук сзади —
поднимание ноге выполнением скрестных движений. Из исходного положения (основная
стойка) перейти в упор сидя, затем в упор лежа, обратно в упор сидя и переход в положение
основной стойки.
3. Упражнения для развития физических качеств.
Упражнения для развития силовых качеств. Упражнения с преодолением веса
собственного тела: подтягивание на перекладине, отжимание в упоре лежа, приседания на
одной и двух ногах.
Упражнения с партнером: преодоление его веса и сопротивления.
Упражнения со снарядами: со штангой, блинами, гирями, гантелями, набивными мячами,
металлическими палками, эспандерами.
Упражнения на снарядах: на различных тренажерах, гимнастической стенке,
велоэргометре, лазание по канату.
Упражнения из других видов спорта: регби, борьба, гребля, езда на велосипеде.
Упражнения для развития скоростных качеств. Упражнения для развития быстроты
двигательных реакций (простой и сложной). Старты с места и в движении, по зрительному и
звуковому сигналу. Игра в настольный теннис. Бег на короткие дистанции (20-100 м) с
возможно максимальной скоростью. Бег с горы. Выполнение простых общеразвивающих
упражнений с возможно максимальной скоростью. Проведение различных эстафет
стимулирующих выполнение различных двигательных действии с максимальной скоростью.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Различные прыжковые упражнения,
прыжки на одной или двух ногах, прыжки через скамейку и л/а барьер, прыжки в высоту и
длину. Многоскоки, пятикратный и трехкратный прыжки в длину. Прыжки и бег по лестнице
в высоком темпе. Общеразвивающие движения рук с небольшими отягощениями (20-30 % от
макс), выполняемые с большой скоростью. Отжимание из упора лежа в высоком темпе.
Метания различных снарядов: мяча, гранаты, копья, диска, толкание ядра. Упражнение со
скакалками.
Упражнения для развития координационных качеств. Выполнение относительно
координационно-сложных упражнений с разной направленностью и чистотой движения
рук и ног. Акробатические упражнения: кувырки вперед и назад, в стороны, перевороты,
кульбиты, стойки на голове и руках. Упражнения на батуте, в равновесии на
гимнастической скамейке, бревне. Жонглирование футбольного мяча ногами, головой.
Подвижные игры и игровые упражнения, в которых игроку приходится быстро
перестраиваться из-за внезапно меняющихся игровых ситуаций.
4.2 Специально-подготовительные упражнения
Специфика соревновательной деятельности хоккеистов предъявляет высокие
требования к развитию специальных физических качеств в следующем порядке:
1)силовые и скоростно-силовые;
2)скоростные;
3) координационные;
4) специальная (скоростная) выносливость.
Основными средствами специальной физической подготовки являются специальные
упражнения, адекватные структуре технико-тактических приемов.
Упражнения для развития специальных силовых и скоростно-силовых качеств мышц ног,
определяющих эффективность выполнения передвижения хоккеистов на коньках в
соревновательной деятельности, а также ряда других технико-тактических приемов.
Имитация бега на коньках в основной посадке хоккеиста, на месте и в движении. То же
с отягощениями на голеностопном суставе и поясе. Прыжковая имитация в движении (с
ноги на ногу). С переходом на движение в глубоком приседе и обратно в основную посадку.
Бег на коньках на высокой скорости с резким торможением и стартом в обратном
направлении. Бег на коньках с перепрыгиванием через препятствия толчками одной или
двумя ногами. Бег на коньках с резиновым поясным эспандером, прикрепленным к борту
хоккейной коробки. Старт и движение вперед с возрастанием мышечных напряжений до
максимума, то же с ведением шайбы. Упражнение с партнером. Исходное положение партнеры располагаются лицом в сторону движения на расстоянии друг от друга на длину
клюшек, которые один держит обеими руками за рукоятки, а другой за крючки. Задача
первого развить максимальную скорость, задача другого затормозить движение. И тот и
другой проявляют максимальные мышечные напряжения ног. Челночный бег на коньках с
партнером на плечах.
Упражнения для развития специальных силовых качеств мышц рук и плечевого пояса,
способствующих повышению выполнения бросков, ударов и ведения шайбы. Махи,
вращение клюшкой одной и двумя руками, с различным хватом кистями рук, то же с
утяжеленной клюшкой. Имитация бросков шайбы на тренажере с блочным устройством,
позволяющим развивать большие усилия мышц плечевого пояса и кистей, участвующих
в выполнении ударов и бросков шайбы. Упражнения в бросках, передаче и остановках
утяжеленной шайбы (200 - 400 г).
Упражнения специальной силовой и скоростно-силовой направленности способствуют
успешному ведению контактных силовых единоборств. Упражнения с партнером:
петушиный бой с выполнением толчковых движений плечом, грудью и задней частью
бедра. Толчки, удары плечом, грудью в качающийся подвешенный боксерский мешок в
движении на коньках. Упражнение 1:1, хоккеист в движении стремится обыграть
партнера, располагающегося в коридоре шириной 3м. Задача обороняющегося не
пропустить партнера с помощью контактного силового единоборства. Упражнение
выполняется нападающим без шайбы и с шайбой, когда степень сложности упражнения
регулируется шириной коридора.
Упражнения специальной скоростной направленности. Упражнения для развития быстроты
двигательных реакций (простой и сложных). Старты с места и в движении на коньках по
зрительному и звуковому сигналу. Различные игровые упражнения с реакцией на
движущийся объект: шайбы, партнера, игрока-соперника. Бег на короткие дистанции (10—30
м) с возможной максимальной скоростью. Выполнение различных игровых приемов (бросков,
ударов, ведения шайбы) с возможно максимальной быстротой. Разновидности челночного
бега (3x18 м, 6x9 м и др.) с установкой на максимально скоростное пробегание. Проведение
различных эстафет, стимулирующих скоростное выполнение различных двигательных
действий.
4.3 Техническая подготовка
Техническая подготовка является одной из важных составляющих системы подготовки хоккеистов
высокой квалификации. Она тесно связана с другими видами подготовки (физической, тактической,
игровой и психологической) и во многом определяет уровень спортивного мастерства хоккеиста.
Высокая техническая подготовленность хоккеиста позволяет ему полноценно реализовать свой
двигательный (физический) потенциал в соревновательной деятельности и успешно решать сложные
тактические задачи в экстремальных условиях игровой деятельности.
4.5 Теоретическая подготовка
Темы теоретической подготовки
Физическая культура и спорт в России
Понятие «Физическая культура». Физическая культура как составная часть общей культуры, как
дело государственной важности. Ее значение для укрепления здоровья, физического развития
граждан России в их подготовке к труду и защите Родины. Спорт как составная часть физической
культуры, их существенная роль в воспитании подрастающего поколения. Важнейшие постановления
Правительства
РФ по вопросам развития физической культуры и спорта в стране.
Влияние физических упражнений на организм спортсмена
Характеристика положительных влияний на органы и функциональные системы при
рациональном соотношении нагрузок и отдыха. Понятие об утомлении и переутомлении.
Восстановительные мероприятия в спорте. Критерии готовности к повторной работе.
Спортивный массаж. Самомассаж. Баня.
Этапы развития отечественного хоккея
Возникновение и эволюция хоккея. Зарождение хоккея в России. Этапы развития хоккея.
Первые чемпионаты страны. Участие отечественных хоккеистов в международных
соревнованиях. Достижения хоккеистов России в международных соревнованиях: чемпионатах
мира, Европы и Олимпийских играх. Современное состояние и перспективы дальнейшего
развития детского и юношеского хоккея в нашей стране.
Личная и общественная гигиена в физической культуре и спорте
Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом. Гигиенические требования к местам
проведения тренировочных занятий и к спортивному инвентарю. Гигиенические требования к
питанию хоккеиста. Значение витаминов и минеральных солей. Калорийность питания. Нормы
потребления белков, углеводов и жиров.
Режим дня и особенности питания в дни соревнований.
Хоккей как вид спорта и средство физического воспитания
Хоккей как наиболее популярный, широко культивируемый олимпийский вид спорта.
Факторы, определяющие популярность и привлекательность хоккея. Особенности структуры и
содержание игровой деятельности. Большой объем контактных силовых единоборств,
происходящих на любом участке хоккейной площадки требует определенного мужества и
способствует воспитанию у хоккеистов высокого уровня волевых качеств. Игровая деятельность
комплексно воздействует на органы и функциональные системы, Укрепляет их, повышая общий
уровень функционирования.
4.6 Медико-восстановительные мероприятия
Контроль за состоянием здоровья спортсмена.
Осуществляется специалистами врачебно-физкультурного диспансера. Углубленное
медицинское обследование спортсмены проходят два раза в год, как правило, в конце
подготовительного (осень) и соревновательного (весна) периодов.
Углубленное
медицинское
обследование
включает:
анамнез;
врачебное
освидетельствование для определения уровня физического развития и биологического
созревания, электрокардиографическое исследование; клинический анализ крови и мочи;
обследование у врачей-специалистов (хирурга, невропатолога, окулиста, оториноларинголога,
дерматолога, стоматолога, гинеколога).
В случае необходимости, по медицинским показаниям, организуется дополнительная
консультация у других специалистов.
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Раздел
Теоретическ
ая
подготовка
Общая
физическая
подготовка
Таблица №9
Форма
методы и приемы
Дидактический
Форма
подведен
занятий
организации учебноматериал,
ия
тренировочного
техническое
итогов
процесса
оснащение
- беседа;
- сообщение
новых - фотографии;
- участие
-просмотр
знаний;
- рисунки;
в беседе;
фотографий,
-учебные
и -краткий
- объяснение;
рисунков
и - работа с учебно- методические
пересказ
таблиц,
методической
пособия;
учебного
-специальная
учебных
материал
литературой;
видеофильмов -работа
по литература;
а;
- самостоятефотографиям;
-учебнольное чтение -работа по рисункам;
методическая
семинар
специальной
-работа по таблицам;
литература;
ы;
литературы;
- журнал «Хоккей -устный
-практический показ.
-практические
с шайбой»;
анализ к
занятия
-научнорисунка
популярная
м,
литература;
фотогра
-оборудование и фиям,
инвентарь.
фильмам
.
-учебно- словесный;
тренировочное - наглядный;
занятие
- практический;
- самостоятельный
показ и подбор
упражнений
(проблемное обучение)
-учебные и
методические
пособия;
-учебнометодическая
литература.
контроль
ные
нормати
вы по
общей
физическ
ой
подготов
ке.
врачебн
12
Специальна
я
физическая
подготовка
- словесный;
- учебнотренировочное - наглядный;
занятие
- практический;
- самостоятельный
показ и подбор
упражнений
(проблемное обучение)
Техническая
подготовка
-учебнотренировочное
занятие
- групповая,
подгрупповая,
фронтальная,
индивидуальн
офронтальная.
- словесный;
- наглядный;
- практический;
- самостоятельный
показ и подбор
упражнений
(проблемное обучение)
Соревновани - контрольная - практический;
тренировка;
я
- соревнование
- фотографии;
- рисунки;
- учебные и
методические
пособия;
-учебнометодическая
литература;
- коньки;
-ролики; клюшка;
шайба; экипировка
игрока и вратаря;
мяч.
- фотографии;
- рисунки;
- учебные и
методические
пособия;
-учебнометодическая
литература;
-спортивный
инвентарь.
-спортивный
инвентарь
Контрольнопереводные
испытания
фронтальная,
индивидуальн
офронтальная.
- практический;
- словесный;
- спортивный
инвентарь,
методические
пособия;
Медицински
й контроль
групповая,
подгрупповая,
индивидуальн
офронтальная.
- практический;
- словесный;
- оборудование
для тестирования.
ый
контроль
.
контроль
ные
нормати
вы и
упражне
ния
текущий
контроль
.
контр.уп
р.
нормати
вы и
контр.
трениров
ки.
текущий
контроль
.
протокол
соревнов
аний,
промежу
точный,
итоговы
й
протокол
вводный,
текущий.
вводный.
6. ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
13
Перевод занимающихся осуществляется по итогам сдачи контрольно-переводных
нормативов и показанных спортивных результатов.
Для оценки разносторонней физической подготовки обучающихся и для перевода в
следующий год обучения проводятся контрольно-переводные нормативы.
Контрольно-переводные нормативы состоят из 8 упражнений.
Все упражнения оцениваются по бальной системе, норматив – 16 балов. Каждое
упражнение оценивается: 1 балл – ниже норматива; 2 балла – норматив; 3 балла – свыше
норматива.
Обучающие сдавшие контрольно-переводные нормативы по ОФП И СФП и набравшие
в сумме 16 баллов или больше за 8 упражнений переводятся в следующий год обучения.
Обучающие набравшие в сумме меньше 16 баллов за 8 упражнений остаются повторно в
группе того же года обучения.
. 6.1 Тесты для оценки контроля учащихся в
спортивно-оздоровительном этапе
Для оценки общей физической подготовки групп предварительной и начальной подготовленности
применяются следующие тесты в «безледовых условиях»:
1. Бег 20 м с высокого старта (с).
2. Прыжок в длину толчком двух ног (м).
3. Отжимание на руках из п.п. упор лежа (кол-во).
4. Бег 20 м спиной вперед (с).
5. Челночный бег 6x9 м (с).
Для оценки специальной физической и технической подготовленности (на льду хоккейной
площадки).
1. Бег 20 м с высокого старта (с).
2. Бег 20 м спиной вперед (с).
3. Челночный бег 6x9 м (с).
4. Бег лицом вперед по малой восьмерке.
5. Обводка 3-х стоек с последующим броском шайбы в ворота.
6. Броски шайбы в ворота с места (балл) (5 бросков с отметки 7 м
от ворот).
6.2 Оценка и контроль соревновательной деятельности хоккеистов
Контроль соревновательной деятельности ведется на основе оценки соревновательной
нагрузки и эффективности технико-тактических действий. В хоккее наиболее простым
способом соревновательная
нагрузка определяется количеством игр и временем затраченным на их проведение.
Из-за высоких физической и психической нагрузок объем официальных матчей хоккеистов
высокой квалификации принято ограничивать тремя часами. В детско-юношеском хоккее двумя часами. Во время, затраченное на игру, входят подготовка к матчу разминка перед
матчем, время матча и время перерывов.
Оценка эффективности соревновательной деятельности проводится на основе педагогических
наблюдений за технико-тактическими действиями звеньев команды и каждого игрока, по
экспериментально-обоснованной методике с использованием четырехрядной шкалы оценок
(Учебник «Теории и методики хоккея», Савин В.П., 2003 г.)
6.3 Оценка и контроль
тренировочной деятельности
14
Контроль тренировочной дятельности ведется на основе оценки тренировочной нагрузки и
эффективности тренировочной деятельности.
Нагрузка оценивается по показателям объема и интенсивности, при этом за показатель объема
принимается суммарное количество выполненной тренировочной работы в часах, а за
показатель интенсивности - ее напряженность (в баллах), которая определяется
количеством технико-тактических действий, выполняемых в единицу времени, скоростью,
темпом и др.
К показателям объема следует отнести количество:
тренировочных дней;
тренировочных занятий;
часов, затраченных на тренировочные занятия.
Для более объективной оценки тренировочной нагрузки необходимо определение ее частных
объемов по видам подготовки (физической, технической, тактической и игровой), по характеру и
направленности.
Эффективность тренировочного процесса определяется по степени выполнения
тренировочных заданий в занятиях, по динамике контрольных показателей технико-тактической
и физической подготовленности, по результатам официальных игр.
Контрольные
нормативы
по
общей,
специальной физической и технической подготовленности
для спортивно-оздоровительного и начальных этапов
Таблица №10
Контрольные
спортивно
1-й
По общей физической
Этапы
начальной
подготовки
Годы
2-й
3-й
Бег 20 м с высокого
4,88
4,25
старта (с)
Прыжок в длину толчком
127,11
160,3
двух ног (м)
Отжимание на руках из
17
37
упора лежа (кол-во)
Бег 20 м спиной вперед (с)
9,38
7,17
Челночный бег 4x9 м
12,92
11,03
Комплексный тест
17,76
16,88
на ловкость (с)
По специальной физической и технической
Бег на коньках 20 м (с)
4,98
4,28
Бег спиной вперед
7,39
6,27
на коньках 20 м (с)
Челночный бег
17,67
16,47
на коньках 6x9 м (с)
Слаломный бег б/ш (с)
13,89
12,39
Обводка 3-х стоек с
8,3
последующим броском
шайбы в ворота (с)
4,17
182,5
41
6,93
10,89
16,69
4,21
6,22
16,32
12,10
7,9
15
Слаломный
бег с/ш (с)
17,13
14,42
14,19
7. МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Концепцией периодизации спортивной тренировки предусматриваются различные
структурные компоненты. Первичным звеном процесса тренировки является физическое
упражнение. Комплекс физических упражнений преимущественно одной направленности
образует тренировочное задание. Ряд таких тренировочных заданий определяют структуру и
содержание тренировочного занятия. Несколько тренировочных занятий в определенной
методической последовательности образуют микроцикл, сочетание которых представляет
мезоцикл.
Несколько мезоциклов являются структурными компонентами этапа, которые в итоге
определяют структуру годичного тренировочного цикла.
Из приведенной схемы структуры годичного тренировочного цикла его начальный
компонент - тренировочное задание имеет важное значение, поскольку именно в нем более
обстоятельно формулируются и решаются обучающие и тренирующие задачи. Тренировочные
задания группируются в отдельные блоки по принципу их преимущественной направленности.
Каждое тренировочное задание должно иметь конкретные задачи, содержание и последовательность выполнения упражнений, дозировку и режим выполнения тренировочных
нагрузок, а также организационно-методические указания (где проводится, условия,
возможные ошибки и пути их исправления и др.).
9. ЛИТЕРАТУРА
1. Никонов Ю.В. Подготовка квалифицированных хоккеистов – Мн.: Аскар,2013г.
2. Никонов Ю.В. Хоккей с шайбой. Программа для специализированных учебноспортивных учреждений и училищ олимпийского резерва (2-еизд. исправленное и
дополненное)., - Мн.: Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, 2016.
3. Савин В.П. Теория и методика хоккея –М.: Академия 2013.
4. Твист П.Хоккей. Теория и практика – М.: Астрель АСТ,2016.
5. Третьяк В. мастерство вратаря М.: Мир,2013
6. Савин ВЛ. Теория и методика хоккея. Учебник для студентов высших учебных
заведений. - М.: Академия, 2003.
7. Спортивные
игры.
Учебник
для
вузов
под
редакцией
Ю.Д.
Железняка
и
Ю.М.
Портнова.
М.:
Академия, 2012
19