ДООП Олимпиадный русский язык

Пояснительная записка
В условиях ФГОС немало сложностей возникает при сознательном
изучении родного языка, который мы знаем с детства. Возникает целый ряд
ситуаций, когда нельзя подобрать нужное проверочное слово, правильно
поставить ударение, выбрать правильный оборот речи. Зачастую люди не
понимают друг друга, потому что не умеют формулировать свои мысли.
Изучение правил и языковых норм представляется ученикам делом
скучным и бессмысленным, неинтересным. Для того чтобы овладеть такой
сложной системой, как язык человека, надо познакомиться с наукой, которая
изучает самые общие закономерности, действующие в языках мира,
научиться сопоставлять похожие явления в разных языках, выработать
языковую наблюдательность. Для решения этих задач предназначен курс
«Школа юного филолога» для 5 -9 классов.
Курс состоит из трех частей:
1.Язык и наука о нем. Языки народов мира.
2. Система языка
3. Лингвистика: путь к овладению языком.
Обучающиеся
получат
сведения
из
истории
языкознания,
происхождения слов. Курс поможет сформировать навыки речеведения,
правописания.
Каждое занятие включает в себя теоретический материал и практические
задания.
Актуальность программы
Предлагаемая образовательная программа «Олимпиадный русский
язык» для работы с учащимися 5-11 классов по русскому языку возможность использовать богатейшие возможности изучения русского
языка в формировании речевой культуры учащихся, развитии
лингвистической,
языковой
и
коммуникативной
компетенций;
систематизировать
наработанный
материал.
Программа
отражает
деятельностно-компетентностный
подход,
опирается
на
данные
филологических дисциплин, служит для их углубления и расширения.
Содержание программы построено на чередовании теоретических
занятий с практическими, построенными в игровой или дискуссионной

форме. В качестве дидактического материала используются различные
лингвистические словари, научно-популярные книги о русском языке,
материалы для бесед, тесты, презентации по темам занятий.
Последовательность расположения материала предполагает накопление
опыта работы над словом и текстом, вырабатывает навыки самостоятельного
анализа языковых единиц. Программа содержит возможности для
дифференцированного и индивидуального подхода, построена по принципу
от простого к сложному. Соблюдается исторический подход к слову, его
истокам. Программа «Олимпиадный русский язык» имеет большое
познавательное и воспитательное значение. Занятия помогут обогатить
знания учащихся, совершенствовать умения по стилистике, развить чувство
слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи,
чувство гордости за русский язык.
Программа имеет большое практическое значение: её средствами
повышается культура речи, развивается умение пользоваться справочной
литературой, обогащается словарный запас детей. Занятия способствуют
формированию у учащихся интереса к работе исследователя языка и
вырабатывают профессиональный интерес к занятиям лингвистикой.
Настоящая программа предназначена для внеурочной деятельности
школьников 5-11 классов, интересующихся русским языком и желающих
изучить его глубоко, составлена с учётом психологических особенностей
учащихся данного возраста, содержит возможности для развития через
игровую деятельность, для удовлетворения потребностей каждого в общей
положительной оценке себя в коллективе.
Программа рассчитана на 35 часов обучения. Занятия проводятся во
внеурочное время в форме занимательных викторин, соревнований,
олимпиадных марафонов, филологических «боёв». При реализации
программы дается высокий уровень сложности олимпиадных заданий,
ориентированных на муниципальный и региональный этап ВсОШ.
Цель программы: создание оптимальных условий для выявления
филологически одаренных учащихся, их дальнейшего интеллектуального
развития и профессиональной ориентации.
Задачи программы:
- развитие научного стиля мышления обучающихся, потребности в
получении научных знаний, интереса к науке, способности к личному
самоопределению и самореализации;
- пропаганда филологических знаний, повышение престижа и значимости
филологического образования,









- формирование филологического мышления обучающихся в процессе
освоения системы языка в ее историческом развитии.
Большое значение при организации работы по подготовке к олимпиаде имеет
подбор заданий. Основные принципы подбора олимпиадных заданий:
обязательность обращения к разнообразным языковым уровням, от
фонетического до синтаксического,
наличие в тексте задания «подсказывающего» лингвистического и (или)
культурологического контекста, анализируя который, учащийся может
«догадаться» о правильном ответе при помощи своей языковой интуиции,
языковой догадки,
творческий характер задания, допускающий в качестве ответа варианты и
предусматривающий развернутый тип высказывания учащегося,
присутствие в тексте учебного задания материалов, ориентирующих ученика
на использование разнообразных видов деятельности (анализ языковых
единиц в сопоставлении, атрибуция текста, комплексный анализ текста),
текстоориентированный подход. Вследствие того что текст насыщен
информативно, эмоционально, идейно, в нем текстово (или подтекстово)
заложена культурная составляющая, несущая историческую память. Работа с
конкретным текстом на занятии – это введение ученика в определенное поле
культуры языка, а значит, в его историю.



Планируемые результаты
Личностные результаты. Повышение мотивации к изучению предмета
«Русский язык», осознание языка как формы выражения национальной
культуры.
Метапредметные результаты.
Коммуникативные УУД:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками,
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные УУД:
- готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников,
- смысловое чтение (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в
зависимости от цели),
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной
и(или) письменной форме,
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера,

- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические
рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы.
Регулятивные УУД:
- целеполагание и планирование своей деятельности,
-умение оценивать и корректировать полученный результат,
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ
своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их
достижения.
Предметные результаты.
- сформированность представлений о языке как многофункциональной
развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;
- владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а
также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную
интерпретацию;
- сформированность умений лингвистического анализа текстов разной
функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
- сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и
использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;
- понимание и осмысленное использование понятийного аппарата
современного языкознания и литературоведения в процессе чтения и анализа
художественных произведений;
- сформированность умения самостоятельно описать и классифицировать
языковые факты;
- сформированность умения пользоваться различными лингвистическими
словарями.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся. В
целях соблюдения принципа доступности, материал подается в
занимательной форме, с опорой на интересные лингвистические факты.
Формы работы: групповая (в малых группах), индивидуальная,
самостоятельная, практические занятия тренировочного характера.
Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.
Контрольно-измерительные материалы: олимпиадные задания, тесты,
тексты для различных видов разбора, творческие задания, презентации.
В результате прохождения данного курса учащиеся должны:


знать различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие,
вопросы, требующие письменного ответа, и др.);



знать различные виды анализа языковых единиц;



уметь нестандартно подходить к решению лингвистических задач;



уметь пользоваться словарями различных видов и справочной
литературой по русскому языку.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№

Тема занятия

Количество часов

п/п

всего

теория

практика

1.

История языка

4

2

2

2

Графика. Фонетика. Фонетические
явления

2

1

1

3

Орфоэпия

2

1

1

4

Лексикология

2

1

1

5

Фразеология

2

1

1

6

Этимология

2

1

1

7

Заимствования

2

1

1

8

Морфемика и словообразование

3

1

2

9

Морфология. Части речи, их основные
грамматические категории

4

1

3

10

Синтаксис и пунктуация

3

1

2

11

Стилистика и культура речи

2

1

1

12

Различные виды анализа текста

3

1

2

31

13

18

Всего

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1

Название
раздела, темы
История языка

К-во
часов
4

Основные вопросы,
рассматриваемые на
занятии
Азбука. Буквы
криллицы.

Формы и приёмы
работы

Презентационный
материал, специально
составленный
Реформы азбуки
учителем с проверкой
(изменения в славянской
теоретического
азбуке)
материала в виде

Исторические
чередования.
Признаки
старославянизмов.
Падение
редуцированных.
2

Графика.
Фонетика.

2

игры «Своя игра».
Тренировочные
упражнения
расширенного
характера.
Самостоятельная
работа

Соотнесение буквы и
звука, йотированные
буквы. Фонема. Сильная
и слабая позиции
гласных и согласных.
Фонетические явления:
оглушение, озвончение,
ассимиляция и др.
Фонетический анализ
слова, транскрипция.

Лекция с элементами
беседы
Самостоятельная
работа

3

Орфоэпия

2

Орфоэпические нормы.
Ударение.

Работа с
орфоэпическими
словарями.
Выполнение
упражнений

4

Лексикология

2

Лексическое значение.
Полисемия. Омонимия.
Паронимы. Различные
лексические группы

Лекция с элементами
беседы
Самостоятельная
работа
Работа со словарями

5

Фразеология

2

Фразеологизмы, их
строение, значение и
происхождение.

Работа с толковым и
фразеологическим
словарями.
Выполнение
различных
олимпиадных
заданий по
фразеологии.

6

Этимология

2

Происхождение слова.
Ложная этимология.

Работа с
этимологическим
словарём.
Тренировочные
упражнения «Своя

игра».
7

Заимствования

8

Морфемика и
3
словообразование

9

Морфология.
Части речи, их
основные
грамматические
категории

2

4

Заимствования из
других языков.
Признаки
заимствования.

Работа с
презентационным
материалом.
Выполнение
практических
задания.

Структура слова.
Аффиксы. Различные
способы образования
(морфологические и
неморфологические).
Словообразовательная
цепочка и гнездо.

Тренировочные
упражнения

Морфологический
анализ слова. Омонимия
частей речи.

Лекция с элементами
беседы

Имя существительное:
категории
одушевлённости, рода,
числа, падежа.

Самостоятельная
работа

Самостоятельная
работа
Работа в группах

Имя прилагательное:
разряды, образование
степеней сравнения.
Глагол: вид, спряжение,
наклонение, лицо,
время.
Имя числительное,
отличие от других
частей речи со
значением количества.
Склонение
числительных.
Собирательные
числительные и их
употребление.
Служебные части речи.
10

Синтаксис и
пунктуация

3

Словосочетание и
предложение. Виды
предложений.
Синтаксические

Тренировочные
упражнения.
Конструирование
предложений и

11

12

Стилистика и
культура речи

Различные виды
анализа текста

2

3

синонимы.
Синтаксический и
пунктуационный
анализы предложения.

словосочетаний

Литературные нормы
языка- морфологические
нормы (образование
падежных форм
существительных,
кратких форм
прилагательных, форм
глагола, употребление и
образование глагольных
форм).

Самостоятельная
работа

Лингвистический анализ
текста. Комплексный
анализ текста.
Историколингвистический анализ
текста.

Практикум

Тренировочные
упражнения

Работа с текстом
Самостоятельная
работа

Всего 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.
«Просвещение», 1995г.
2. Казбек- Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку.
М. «Айриспресс», 2006г.
3. Казбек- Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. М.
«Айрис-пресс», 2007г.
4. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М. «Просвещение», 2005г.
5. Педагогическая копилка. Выпуск 2. Сборник олимпиадных заданий по
русскому языку и литературе. Сургут. «Центр развития образования», 2006г.
6. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических
терминов. М. «Просвещение», 1976г.
7. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по
правописанию, произношению, литературному редактированию. М. 1994г.

8. Розенталь Д.Э., Справочник по русскому языку. Управление. М.
ЭКСМО-Пресс, 1998г.
9. Сараева А.Н. Как проверить непроверяемое слово. Занимательный
словарьпомощник для школьников и учителей. М. «Грамотей», 2004г.
10. Различные справочники и словари.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».