ДООП Волейбол

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.
2.
3.

Пояснительная записка
Учебный план
Учебно-тематический план

3
10
11

4.

Материально-техническое обеспечение программы

17

5.

Кадровое обеспечение программы

18

6.

Учебно-методическое обеспечение прогаммы

19

7.

Список литературы

20

8.

Приложения

21

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования детей физкультурноспортивной направленности по волейболу включает нормы и требования,
определяющие содержание программы дополнительного образования,
максимальный объем вне учебной нагрузки обучающихся, уровень
подготовки обучающихся, а также основные требования к обеспечению
образовательного процесса.
Программа

рассчитана

на

школьников

11-

лет.

17

Она

предусматривает проведение теоретических и практических занятий,
выполнение

учащимися

контрольных

нормативов,

участие

в

соревнованиях.
Основной показатель работы секции по волейболу – выполнение
программных

требований

по

уровню

подготовленности

учащихся,

выраженных в количественных показателях физического развития,
физической, технической, тактической, теоретической подготовленности.
Цель и задачи программы
Цель программы

–

содействие

гармоничному,

физическому

развитию, всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья
обучающихся,

привитие

потребности

к

систематическим

занятиям

физическими упражнениями через занятия игры в волейбол.
Задачи программы:
Обучающие:


сформировать навыки по технике стоек и перемещений,

передачам мяча, приему мяча, подачам, атакующему удару, блокированию;


сформировать навыки в организации и проведении учебно-

тренировочных занятий и соревнований;
3



дальнейшее обучение основам техники и тактики игры.

Развивающие:


развитие специальных физических способностей, необходимых

для совершенствования игрового навыка;


укрепление

опорно-двигательного

аппарата,

развитие

быстроты, гибкости, ловкости;


повышение уровня общей физической подготовленности.

Воспитательные:


сформировать стойкий интерес к занятиям волейболом;



укрепить здоровье и содействие правильному физическому

развитию и разносторонней физической подготовленности.
Планируемые результаты освоения курса обучения:
Личностные результаты:


понимание значения физической культуры для укрепления

здоровья человека;


развитие патриотического чувства через занятия спортом и

изучение истории спорта в России;


принятие норм здорового образа жизни, позитивного общения

друг с другом.
Метапредметные результаты:


уметь

организовывать

здоровьесберегающую

жизнедеятельность (соблюдать режим дня, выполнять утреннюю зарядку,
участвовать в оздоровительных мероприятиях и т. д.);


понимать необходимость контроля за своим физическим

состоянием при повышенных нагрузках;


уметь планировать свое свободное время.

4



уметь не создавать конфликтов и находить выходы из спорных

ситуаций.
Предметные результаты:


овладеть основными понятиями и правилами игры в волейбол;



выполнять элементарные и более сложные тренировочные

упражнений с мячом;


знать основные факты из истории развития волейбола в

России.
Программа

является

блочной.

Содержание

курса

обучения

распределяется по следующим блокам:


блок «Вводное занятие», в рамках которого происходит

знакомство с группой, с целями и задачами обучения как каждого
обучения, так и по курсу в целом;


блок «Введение в программу» направленный на знакомство с

командным видам спорта (волейбол) его особенностями, правилами игры и
внешним видом при занятии в кружке;


блок

«Общая

физическая

и

специальная

подготовка»,

направленный на развитие опорно-двигательного аппарата, развитие
быстроты реакции, ловкости, скорости), изучается история развития
физической культуры, спорта в РФ;

отработку

блок «Основы техники и тактики игры», направленный на
шагов,

бросков,

скоростной

техники,

передачи

мяча,

формируются тактические индивидуальные действия в команде;


блок

«Игры

и

соревнования»,

в

рамках

которого

предусмотрено посещение игр и соревнований профессиональных команд
по командным игровым видам спорта, участие детей в соревнованиях
районного, городского и др. уровней;

5



блок «Итоговый контроль», направленный на определение

уровня сформированности знаний, умений и навыков по окончании
каждого года обучения и всего курса обучения по программе;


блок «Заключительное занятие», в рамках которого подводятся

итоги за прошедший год обучения и/или за весь курс обучения. Рефлексия.
Обучение по программе предполагает специализацию и погружение
в командную спортивную игру волейбол и направлен на формирование и
развитие основных качеств спортсмена-волейболиста, а также знакомит
обучающихся с инструкторской и судейской практиками данного вида
спорта.
Условия реализации программы
Программа секции по волейболу адресована детям 11 - 17 лет и
рассчитана на 1 года обучения.
Режим занятий, регламентируемый СанПиН, следующий:
Общий объем часов в год – 76.
Количество занятий в неделю – 1;
Продолжительность занятий – 2 часа.

Ведущие формы и методы работы
Организационной формой процесса обучения является групповое
занятие.
Ведущие методы работы:
 тренировки по общей и специальной физической подготовке
(занятия на воздухе, игры, эстафеты);
 теоретические занятия в форме бесед, дискуссий, тестов;
 соревновательные игры и эстафеты;
 участия в соревнованиях различного уровня.

6

Участие в соревнованиях различного уровня является неотъемлемой
частью учебного процесса.
Основной показатель работы секции по волейболу – выполнение
программных

требований

по

уровню

подготовленности

учащихся,

выраженных в количественных показателях физического развития,
физической, технической, тактической, теоретической подготовленности.
С первого года обучения особое время уделяется общей физической
и специальной физической подготовке. На протяжении года удельный вес
физической и специальной подготовки меняется.
В последующие годы обучения на фоне уменьшения объема общей
физической подготовки увеличивается объем тактической подготовки. На
занятиях учащиеся должны приобрести навыки судейства игры и навыки
инструктора.

С этой целью необходимо на каждом занятии назначать

помощников и давать им проводить упражнения по обучению и
совершенствованию техники и тактики игры. Задачи этой учебной
практики – научить строевым командам, методике проведения упражнений
и отдельных частей занятий. Судейство учебно-тренировочных игр
должны проводить сами учащиеся. Необходимо научить занимающихся
организовывать соревнования в группе, классе. Каждый член кружка
должен уметь вести технический протокол игры, подготавливать заявку,
составлять таблицу.
Формы организации процесса обучения:
1.

Комбинированное

занятие

(объяснение,

демонстрация

информации в форме рассказа, опрос в форме беседы, диалога,
выполнение практических заданий).
2. Практическое занятие (индивидуальная и групповая работа,
выполнение практических упражнений, заданий).
3.

Открытые

занятия,

участие

мероприятиях/соревнованиях различного уровня.

7

в

спортивных

Формы контроля
Определение результативности обучения
В

учебном

индивидуальные
определяющие

процессе
формы

уровень

используются

контроля

как

освоения

сформированности

групповые,
курса

общих

и

так

и

программы,
специальных

(штрафные броски; броски с дистанции; скоростная техника; передача
мяча; тактические индивидуальные действия в команде) физических
качеств спортсмена-баскетболиста. Виды, формы и методы контроля, а
также цель и время их проведения указаны в таблице.
Виды контроля,
сроки
Вводный
(входящий)
(в начале учебного
года)
Текущий
(в
течение
всего
учебного года)

Содержание
Определение
уровня физической
подготовки,
умений и навыков
Выявление ошибок
и успехов в
освоении
материала

Формы контроля

Методы контроля

Индивидуальный

Сдача нормативов

Индивидуальный
Групповой

Беседа, опрос
Наблюдение
Учебные
соревновательные игры

Итоговый
(аттестация)
- Текущая
аттестация

 Итоговая
аттестация
(конец всего курса
обучения)

Отслеживание
динамики,
прогнозирование
результативности
дальнейшего
обучения

Индивидуальный
Групповой

Определение
уровня
сформированности
знаний, умений и
навыков по
окончании всего
курса обучения по
программе

Контрольные
испытания по общей и
специальной
физической и
технической
подготовке
Участие в
соревнованиях
Наблюдение
Беседа, опрос
Учебные
соревновательные игры

8

Итоговый контроль обучающихся осуществляется при проведении
текущей

и

итоговой

аттестации

через

механизмы

групповой

и

индивидуальной работы, которая проходит в виде опроса в форме теста по
отдельным темам пройденного материала, контрольные испытания по
общей и специальной физической и технической подготовке
Сроки проведения аттестации устанавливаются администрацией
образовательного учреждения и фиксируются в его общем учебном плане:
для текущей аттестации – это последняя учебная неделя 1-го полугодия;
для итоговой – последняя учебная неделя 2-го полугодия.

В процессе

итогового контроля отслеживается усвоение знаний и динамика развития
обучающихся по основным критериям.
Критериями оценки результатов освоения программы служат:


осмысленность

и

свободное

использование

специальной

терминологии;


соответствие уровня подготовки программным требованиям;



достижение поставленной задачи;



уровень развития чувства коллективизма, ответственности,

умения работать в команде;


проявление лидерских качеств.

После

освоения

дополнительной

общеразвивающей программы документ не выдается.

9

общеобразовательной

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№

Название блока

1.
2.
3.

Вводное занятие
Введение в программу
Общая физическая и
специальная подготовка
Основы техники и тактики
игры
Игры и соревнования

4.
5.
6.
7.

Итоговый контроль
Заключительное занятие
ИТОГО:

10

Количество часов по
курсу обучения
2
2
25
37
4
4
2
76

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

1.1
2.1.

2.2.

3.1

Раздел (тема)

Количество часов
Всего Теория Практика

Блок 1. «Вводное занятие»
Вводное занятие
2
2
Блок 2. «Введение в программу»
Возникновение игры
1
1
волейбол и пути
развития современного
волейбола
Правила соревнований
1
1
по волейболу

3.2

10

2

8

12

1

11

2

-

2

Специальная
физическая подготовка
3.3

Контрольные испытания

Блок 4. «Основы техники и тактики игры»
Основы техники игры

4.1

Групповой,
индивидуальныйнаблюдение, опрос

Групповой,
индивидуальныйнаблюдение, опрос
Блок 3. «Общая физическая и специальная подготовка»
Гигиена, врачебный
Групповой,
контроль и
индивидуальный1
1
самоконтроль
наблюдение, опрос
Общая физическая
подготовка

3.4

Формы\методы
аттестации/
контроля

37

7

30

Блок 5. «Игры и соревнования»
11

Групповой,
индивидуальныйнаблюдение, опрос,
выполнение
нормативов,
практических
упражнений
Групповой,
индивидуальныйнаблюдение, опрос,
выполнение
нормативов,
практических
упражнений
Групповой,
индивидуальныйнаблюдение,
выполнение
нормативов,
практических
упражнений
Групповой,
индивидуальныйнаблюдение, опрос,
выполнение
нормативов,
практических
упражнений

5.1
5.2
6.1.

6.2.

7.1.

Участие в
2
2
соревнованиях
различного уровня
Товарищеские встречи
2
2
по волейболу
Блок 6. «Итоговый контроль»
Текущая аттестация
2
1
1

Итоговая аттестация

2

1

Групповая работа,
наблюдение
Групповая работа,
наблюдение
Опрос по
пройденному
теоретическому
материалу,
наблюдение,
выполнение
нормативов,
практических
упражнений
Опрос по
пройденному
теоретическому
материалу,
наблюдение,
выполнение
нормативов,
практических
упражнений

1

Блок 7. «Заключительное занятие»
Заключительное занятие
2
2
Итого:
76
17
59

-

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Блок 1. Вводное занятие
Тема 1.1. Вводное занятие.
Теория: знакомство с группой. Цели и задачи обучения. Инструктаж
по ТБ и ПБ. Правила поведения на занятии.
Блок 2. Введение в программу
Тема

2.1.

Возникновение

игры

волейбол

и

пути

развития

современного волейбола.
Теория: краткие исторические сведения о возникновении игры.
История и пути развития современного волейбола. Год рождения
волейбола. Основатель игры в волейбол. Родина волейбола.
12

Тема 2.2. Правила соревнований по волейболу.
Теория: состав команды, замена игроков, костюм игрока. Основы
судейской терминологии и жеста.
Блок 3. Общая физическая и специальная подготовка
Тема 3.1. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.
Теория: правила личной гигиены. Влияние физических упражнений
на увеличение мышечной массы и подвижность суставов.
Тема 3.2 Общая физическая подготовка.
Теория: понятие о строе и командах. Команды для управления
группой.
Практика: выполнение строевых упражнений, гимнастических
упражнений, упражнения в висах и упорах, подвижные и спортивные
игры.
Тема 3.3. Специальная физическая подготовка.
Теория: понятия о воспитании физических качеств, обеспечивающих
преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые
необходимы для данной спортивной дисциплины.
Практика: упражнения для привития навыков быстроты ответных
действий, бег с остановками и изменением направления, челночный бег,
бег (приставные шаги) в колонне по одному (в шеренге) вдоль границ
площадки, подвижные игры, упражнения на развитие специальной
ловкости и точности движений, приседания, выпрыгивания вверх из
приседа, полуприседа вперед, прыжки на обеих ногах, многократные
броски набивного мяча (массой 1-2 кг) над собой и прыжки и ловля после
приземления, прыжки на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед,
боком и единой вперед, многократные броски набивного мяча от груди
двумя руками (вперед над собой) и ловля, броски набивного мяча от груди
двумя руками (из стойки волейболиста) на дальность (соревнование),
13

многократные

«волейбольные»

передачи

набивного,

гандбольного,

баскетбольного мячей в стену, многократные передачи волейбольного
мяча в стену, постепенно увеличивая, расстояние от нее, многократные
передачи волейбольного мяча на дальность (с набрасывания партнера или
прибора для метания мяча), броски

набивного

мяча над

собой

и

наблюдение за партнером (двумя, тремя).
Тема 3.4. Контрольные испытания.
Практика:

испытания

по

общей

и

специальной

физической

подготовке – контрольные замеры, эстафеты, соревнования.
Блок 4. Основы техники и тактики игры
4.1. Основы техники и тактики игры.
Теория: просмотр видео-фрагментов, наглядный пример тренера,
устное объяснение техники нападения, защиты, блокирования.
Практика: упражнения техники нападения- действия без мяча, с
мячом, упражнения техники защиты- действия без мяча, с мячом, прием
мяча, блокирование мяча, упражнения тактики нападения, защитыиндивидуальные и групповые действия.
Блок 5. Игры и соревнования
Тема 5.1. Участие в соревнованиях различного уровня.
Практика: участие в соревнованиях районного и городского
уровней.
Тема 5.2. Товарищеские встречи по волейболу.
Практика: игра по пионерболу с элементами волейбола, волйбол
среди обучающихся группы.
Блок 6. Итоговый контроль
14

Тема 6.1. Текущая аттестация.
Теория: опрос в форме теста по пройденному материалу.
Практика: открытое занятие, сдача нормативов, контрольные
замеры.
Тема 6.2. Итоговая аттестация.
Теория: опрос в форме теста по пройденному материалу.
Практика: сдача нормативов, контрольные замеры.
Блок 7. Заключительное занятие
Тема 7.1. Заключительное занятие.
Практика: подведение итогов за прошедший год обучения.
Рефлексия.
Требования к уровню подготовки
Предметно-информационная составляющая:


представления об основных понятиях игры в волейбол;



правила игры и выполнение элементарных упражнений с

мячом;


выполнение

тренировочных

упражнений

на

развитие

различных групп мышц, скорости, ловкости, меткости, командного
взаимодействия.
Деятельностно-коммуникативная составляющая:


соблюдать правила личной гигиены и делать утреннюю

зарядку;


владеть основным минимумом техники передвижения, стойки

волейболиста, техникой владения мяча и передачи его, подачи;


работать в групповых и командных тренировках;



владеть основными приемами тактики защиты и нападения;
15



участвовать в спортивных состязаниях своей возрастной

группы.
Ценностно-ориентационная составляющая:


привычка к здоровому образу жизни, к позитивному общению

друг с другом;


патриотическое чувство через занятия спортом и изучение

истории спорта в России.

16

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Помещение для занятий: спортивный зал.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Оборудование
Стойки волейбольные
Гимнастическая стенка
Гимнастические скамейки
Гимнастические маты
Скакалки
Мячи набивные (масса 1 кг)
Волейбольная сетка
Гантели различной тяжести
Мячи волейбольные
Рулетка

17

Количество
/шт
2 штуки
6 штук
3-4 штуки
3 штуки
20 штук
25 штук
1 штука
20 штук
20 штук
2 штуки

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Количество педагогов, ведущих занятие - 1.
2. Требования к компетенции педагога:
− педагогическое образование;
− профильная подготовка (владение знаниями, умениями, навыками,
соответствующими профилю программы);
− владение знаниями по основам психологии детей и подростков;
− владение основами знаний по работе с детьми особых категорий
(одаренные и мотивированные дети, дети с ОВЗ)
− владение знаниями по ТБ и ПБ.

18

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1.
2.
3.
4.
5.

1.


2.
3.
4.
5.
6.
1.


2.
3.

Учебные пособия
Фурманов А.Г. «Начальное обучение волейболистов». Минск,
«Беларусь», 1976 - 189 с
Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н. «Волейбол в школе». М.:
«Просвещение», 1989 г. – 154с.
Железняк Ю.Д. «120 уроков по волейболу». М.: «ФК и С», 1970 г.
Magma-Team.ru Методика тактической подготовки волейболистов
Видео-уроки по волейболу (сайт физическая культура для
учителей)
http://pculture.ru/sekcii/basketball/video_basketball/
Методические пособия
Таблицы контроля уровня освоения программы:
оценка уровня соответствия нормативам по общей и специальной
физической подготовке;
контрольно-переводные нормативы
Перечень тренингов на взаимодействие и командообразование
Перечень тренингов по психологической подготовке спортсмена к
соревнованиям
Дидактические материалы
Таблица нормативов по физической подготовке спортсмена
Таблица «Правила травмобезопасности»
Таблица «Правила оказания первой помощи»
Таблицы контроля уровня освоения программы:
оценка уровня соответствия нормативам по общей и специальной
физической подготовке;
контрольно-переводные нормативы
Перечень тренингов на взаимодействие и командообразование
Перечень тренингов по психологической подготовке спортсмена к
соревнованиям

19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.

Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для

учителей и методистов/Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. –
М.: Просвещение, 2011.–77с.: ил. – (Работаем по новым стандартам).
2.

Волейбол в школе. Пособие для учителя/В.А. Голомазов, В.Д.

Ковалёв, А.Г. Мельников. – М.: «Просвещение», 1976.- 111с.
3.

Клещев Ю.Н., Фурманов А.Г. «Юный волейболист». М.: «ФК и

С», 1979 г.–287 с.
4.

Козырева Л. «Волейбол». Азбука спорта. М.: «ФК и С», 2003

г.–159 с.
5.

Перельман

М.Р.

«Специальная

физическая

подготовка

волейболиста». «ФК и С», 1969 г.–89 с.
6.

Слупский Л.Н. «Волейбол: игра связующего». М.: «ФК и С»,

1984 г.–214 с.
7.

Справочник учителя физической культуры/П.А. Киселёв, С.Б.

Киселёва. – Волгоград: Учитель, 2011.-54 с.
8.

Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. – М.: Физическая

культура и спорт, 1983.-63 с.
9.

Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического

воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е
изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2001.-96 с.
10.

Эйнгорн А.Н. «500 упражнений для волейболиста». М.: «ФК и

С», 1959 г.–189 с.

20

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Контрольные испытания по общей физической подготовке.
Перечень необходимых упражнений
Возраст
12-13 лет
14-17 лет
Мал Дев. Юн. Дев.
8,9
10,0
14,1 17,4

Физические
способности

Контрольные
упражнения

Скоростные

Бег 30 м, сек
Бег 60 м, сек
Бег 100 м, сек

Координационные

Челночный бег
3х10 м, сек

8,4

9,3

7,9

9,3

Скоростносиловые

Прыжок в длину
с места, см

190

165

205

170

Выносливость

Гибкость

Силовые

Бег

2000 м,
мин/сек

9,20

11,30

-

10,40

Бег

3000 м,
мин/сек

-

-

12,40

-

Наклон вперед из положения
сидя, см

8

12

9

12

Подтягивание на
высокой
перекладине из виса, раз

7

-

9

-

Подтягивание на
низкой
перекладине из виса лежа

-

12

-

13

Примечание: Обследование физического развития производится по
общепринятой методике биометрических измерений.
Приложение 2
Контрольные испытания по специальной подготовке.
Перечень необходимых упражнений
№
п/п

1.

Содержание требований (виды испытаний)
Передача мяча сверху двумя руками, стоя и сидя у стены
21

Кол-во
раз
1 год
обучения
4

1.

22.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Чередование способов передачи и приема мяча сверху, снизу
(количество серий)
Верхняя передача мяча на точность из зоны 3 (2) в зону 4
Подача верхняя прямая в пределы площади
Прием мяча с подачи и первая передача в зону 3
Чередование способов передачи и приема мяча сверху, снизу
Нападающий удар по мячу в держателе или резиновых
амортизаторах
Вторая передача на точность: из зоны 2 в зону 4
Передача из зоны 3 в зону 2 (стоя спиной по направлению)
Через сетку из зоны 4 в зону 4 в прыжке
Передачи сверху, снизу (стоя у стены)
Подача на точность
Нападающий удар прямой из зоны 4 в зоны 5, 6 и 1
Блокирование (вдвоем) нападающего удара из зоны 4 (2)

6
4
3
3
8
3
3
3
4
5
4
3
3

Примечание: Обследование физического развития производится по
общепринятой методике биометрических измерений.
Приложение 3
Общая и специальная физическая подготовка. Спортивные и
подвижные игры. Перечень необходимых упражнений и игр

1.

Строевые упражнения:


шеренга, колонна, фланг, дистанция и интервал;



виды строя: в одну, в две шеренги, в колонну по одному, по

два, сомкнутый и разомкнутый строй, виды размыкания, перестроения,
предварительная и исполнительная части команд, основная стойка,
действия в строю на месте и в движении: построение, выравнивание строя,
расчет в строю, повороты и полуобороты, размыкание и смыкание строя,
перестроение шеренги и колонны в строю, походный и строевой шаг,
переход с шага на бег и с бега на шаг, изменение скорости движения,
остановка во время движения шагом и бегом.
2.

Гимнастические упражнения:


упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого пояса.

Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и
22

шеи;


упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения без

предметов, индивидуальные, в парах (наклоны вперед, назад, вправо,
влево, наклоны и повороты головы);


упражнения для мышц ног, таза. Упражнения без предметов

индивидуальные

и

в

парах

(приседания

в

различных

исходных

положениях, подскоки, ходьба, бег). Упражнения с набивными мячами:
приседания, выпады, прыжки, подскоки. Упражнения с гантелями - бег,
прыжки, приседания. Упражнения со скакалкой. Прыжки в высоту с
прямого разбега (с мостика) согнув ноги через планку (веревочку).
Высокие дальние прыжки с разбега через препятствия без мостика и с
мостика. Прыжки с трамплина (подкидного мостика) в различных
положениях, с поворотом. Опорные прыжки;


бег: бег с ускорением 30-40 м. Низкий старт и стартовый разбег

до 60 м. Повторный бег 3x20-30 м, 3x30-40 м, 4x50-60 м. Эстафетный бег с
этапами до 40м и до 50-60 м. Бег с препятствиями от 60 до 100 м
(количество препятствий от 4 до 10), в качестве препятствий используются
набивные мячи, учебные барьеры, условные окопы. Бег в чередовании с
ходьбой до 400 м. Бег медленный до 3 минут (мальчики) и до 2 минут
(девочки). Бег или кросс до 2000 м. Прыжки в высоту с разбега способом
«перешагивание». Прыжки в длину с места, тройной прыжок с места и с
разбега. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»;


метания малого мяча с места в стену или щит на дальность

отскока и на дальность. Метание гранаты с места, с разбега.
3.

Упражнения в висах и упорах:


из виса хватом сверху подтягивание, из упора лежа сгибание и

разгибание рук.
4.

Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий:


по сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5, 10, 15 м

из исходных положений: стойки волейболиста (лицом, боком и спиной к
23

стартовой линии) - сидя, лежа на спине и на животе в различных
положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение
приставными шагами;


бег с остановками и изменением направления. Челночный бег

15 и 10 м (общий пробег за одну попытку 20-30 м). Челночный бег, но
отрезок в начале пробегается лицом вперед, а обратно - спиной и т.д. По
принципу челночного бега передвижение приставными шагами. То же, с
набивными мячами в руках (массой 1-3 кг, в зависимости от возраста и
пола), с поясом-отягощением или в куртке с весом;


бег (приставные шаги) в колонне по одному (в шеренге) вдоль

границ площадки. По сигналу - выполнение определенного задания:
ускорение, остановка, изменение направления или способа передвижения,
поворот на 360 градусов - прыжок вверх, падение и перекат, имитация
подачи в стоике, с падением, в прыжке, имитация подачи, нападающих
ударов, блокирования и т.д. То же, но занимающиеся перемещаются по
одному, по двое, по трое от лицевой линии к сетке. То же, но подается
несколько сигналов. На каждый сигнал занимающиеся выполняют
определенное действие.
5.

Подвижные игры:


игры без предметов: «Салки», «Караси и щука», «Волк во рву»,

«Третий лишний», круговые и комбинированные эстафеты;


игры с предметами: «Удочка», «Гонка мячей», «Метко - в

цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Мяч среднему»,
«Эстафета волейболистов», «Встречная эстафета» и т.д.;


«День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения

самые различные);

6.



«Вызов»;



«Вызов номеров»;



«Попробуй, унеси».

Упражнения для развития ловкости:
24



одиночные и многократные кувырки вперед и назад;



одиночные и многократные прыжки с места и с разбега с

поворотом на 180, 270 и 360°;


прыжки через различные предметы и снаряды с поворотами и

без поворотов;


прыжки с подкидного мостика с различными движениями и

поворотами в воздухе;


эстафеты с преодолением препятствий;



приседания, выпрыгивания вверх из приседа, полуприседа

вперед, прыжки на обеих ногах.
7.

Многократные броски набивного мяча (массой 1-2 кг):


над собой и прыжки и ловля после приземления;



стоя на расстоянии 1 -1,5 м от стены (щита) с набивным

(баскетбольным) мячам в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стенку,
приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и снова в
прыжке бросить и т.д. (выполняются ритмично, без лишних доскоков;


прыжки на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед,

боком и единой вперед. То же, с отягощением;


многократные

передачи

волейбольного

мяча

в

стену,

постепенно увеличивая, расстояние от нее;


многократные передачи волейбольного мяча на дальность (с

набрасывания партнера или прибора для метания мяча).
8.

Упражнения на отработку техники нападения:


действия без мяча- перемещения и стойки: стартовая стойка

(исходные положения) в сочетании с перемещениями; ходьба скрестным
шагом вправо, влево, бег спиной вперед; перемещения приставными
шагами спиной вперед: двойной шаг назад, вправо, влево, остановка
прыжком; прыжки; сочетание способов перемещений;


действия с мячом- передача мяча: сверху двумя руками;
25

передача на точность, с перемещением в парах; встречная передача,
передача в треугольнике. Отбивание мяча в прыжке кулаком через сетку, в
непосредственной близости об нее;


подача мяча- нижняя прямая на точность, нижняя боковая на

точность;


нападающие удары- по ходу сильнейшей рукой с разбега (1,2,3

шага) по мячу, подвешенному на амортизаторах; установленному в
держателе; через сетку по мячу, наброшенному партнером; нападающий
удар из зоны 4 с передачи партнера из зоны 3. Нападающий удар из зон
4,3,2 с высоких и средних передач.
9.

Упражнения на отработку техники защиты:


действия без мяча- перемещения и стойки: стартовая стойка

(исходные положения) в сочетании с перемещениями. Ходьба, бег,
перемещаясь скрестным шагом вправо, спиной вперед. Перемещения
приставными шагами, спиной вперед. Скачок назад, вправо, влево.
Остановка прыжком. Падения и перекаты после падений. Сочетание
способов перемещений с остановками и стойками. Сочетание способов
перемещений и стоек с техническими приемами игры в защите;


действия с мячом- прием мяча: снизу двумя руками (отбивание

мяча снизу двумя руками в парах, с различными заданиями; многократное
подбивание мяча снизу над собой); прием снизу - с подачи;


блокирование- одиночное блокирование прямого нападающего

удара по ходу в зонах 4,2, стоя на подставке; одиночное блокирование
прямого нападающего удара по ходу в зонах 4,3,2.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.