МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 71
УТВЕРЖДАЮ
директор МАОУ СОШ №71
____________Т.А. Шиндина
приказ № 96.2-од
от «28» августа 2025 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета «Индивидуальный проект)»
для обучающихся 10 классов
Екатеринбург, 2025
Структура рабочей программы
1. Планируемые результаты освоения учебного курса
2. Содержание учебного курса
3. Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
КУРСА
Личностные результаты:
o
уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к
окружающим;
o
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
o
готовность и способность к самоорганизации и самореализации;
o
готовность и способность к выполнению норм и требований школьной
жизни, прав и обязанностей ученика;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного
уважения и приятия;
умение конструктивно разрешать конфликты;
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении
взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального
окружения, общественно полезной деятельности;
умение строить жизненные планы с учётом конкретных социальноисторических, политических и экономических условий;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей
функции познавательного мотива;
готовность к выбору профильного образования.
Ученик получит возможность для формирования:
o
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к
учению;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в
поступках и деятельности;
o
способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций
участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в
поведении моральным нормам и этическим требованиям;
o
эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других,
выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
o
o
o
Регулятивные универсальные учебные действия:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с
учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его
временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и
способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального
продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, оценивание качества.
Познавательные универсальные учебные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
умение работать с разными источниками информации: находить
информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе,
словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в другую;
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной формах;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в
зависимости от цели;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности,
включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать
определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов,
относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации;
свободная
ориентация
и
восприятие
текстов
художественного,
научного,
публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка
средств массовой информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками –
определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий
партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учет интересов,
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою
точку зрения, отстаивать свою позицию;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
ученик научится:
определять область своих познавательных интересов;
искать необходимую информацию в открытом информационном
пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов,
работать с каталогами библиотек;
находить практическое применение имеющимся предметным знаниям в ходе
выполнения учебного исследования или проекта;
планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование, используя
методы, оборудование и технологии адекватные проблеме:
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены
путем научного исследования, формулировать выводы на основании полученных
результатов;
использовать научные методы: постановка проблемы, выдвижение
гипотезы, доказательство, анализ, обобщение, статистика, эксперимент, наблюдение,
рассуждение, опровержение, установление причинно-следственных связей, построение и
выполнение алгоритма и т.д.;
ясно и логично излагать свою точку зрения, участвовать в дискуссиях,
обсуждать проблему, находить компромиссные решения и т.д.;
видеть и комментировать разные точки зрения, морально-этические аспекты
проблемы;
предполагать возможное практическое применение результатов учебного
исследования и продукта учебного проекта
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебный проект,
учебное исследование;
целенаправленно
и
осознанно
развивать
свои
познавательные,
регулятивные, коммуникативные способности;
осознавать свою ответственность за достоверность полученной
информации, полученных знаний, качество выполнения проекта, исследования.
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся
получат представление:
о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных
методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
о понятиях: концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность
гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
об отличительных особенностях исследования в гуманитарных областях и
исследования в естественных науках;
об истории науки;
о новейших разработках в области науки и технологий;
о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и
исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и
др.);
Обучающиеся смогут:
решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач;
использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих
учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
использовать элементы математического моделирования при решении
исследовательских задач;
использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов,
полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
Обучающиеся научатся:
формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и
проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем
благе;
восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной
деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном
пространстве;
оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время),
необходимые для достижения поставленной цели;
находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в
различных областях деятельности человека;
адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые
он повлечет в жизни других людей, сообществ);
адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования,
видеть возможные варианты применения результатов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных
видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных
целей;
вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и
объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью
обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему
параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или
исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и
предусматривать пути минимизации этих рисков.
Предметные результаты:
Ученик научится:
формулировать цели и задачи проектной (исследовательской)
деятельности;
планировать
деятельность
по
реализации
проектной
(исследовательской) деятельности;
реализовать
запланированные
действия
для
достижения
поставленных цели и задач;
оформлять информационные материалы на электронных и
бумажных носителях с целью презентации результатов работы над проектом;
осуществлять
рефлексию
деятельности,
соотнося
ее
с
поставленными целью и задачами и конечным результатом; – использовать
технологию учебного проектирования для решения личных целей и задач
образовании;
навыкам само-презентации в ходе представления результатов
проекта (исследования); – осуществлять осознанный выбор направлений
созидательной деятельности.
Ученик получит возможность научиться
Реализовывать готовый проект.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Культура исследования и проектирования. Что такое проект. Основные
понятия, применяемые в области проектирования: проект; технологические, социальные,
экономические, волонтёрские, организационные, смешанные проекты. Анализирование
проекта. Самостоятельная работа обучающихся (индивидуально и в группах) на основе
найденного материала из открытых источников и содержания школьных предметов,
изученных ранее (истории, биологии, физики, химии). Выдвижение идеи проекта.
Процесс проектирования и его отличие от других профессиональных занятий. «Сто
двадцать лет на службе стране». Проект П. А. Столыпина. Рассмотрение примера
масштабного проекта от первоначальной идеи с системой аргументации до полной его
реализации. Техническое проектирование и конструирование. Разбор понятий: проектноконструкторская деятельность, конструирование, техническое проектирование.
Социальное проектирование как возможность улучшить социальную сферу и закрепить
определённую систему ценностей в сознании учащихся. Волонтёрские проекты и
сообщества. Виды волонтёрских проектов: социокультурные, информационноконсультативные, экологические. Анализ проекта сверстника. Знакомство и обсуждение
социального проекта «Дети одного Солнца», разработанного и реализованного
старшеклассников. Анализ проекта сверстника. Обсуждение возможностей IT-технологий
для решения практических задач в разных сферах деятельности человека. Исследование
как элемент проекта и как тип деятельности. Основные элементы и понятия, применяемые
в исследовательской деятельности: исследование, цель, задача, объект, предмет, метод и
субъект исследования.
Самоопределение. Проекты и технологии: выбор сферы деятельности. Создаём
элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом. Формируем
отношение к проблемам. Знакомимся с проектными движениями. Первичное
самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта/исследования.
Замысел проекта. Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом.
Выдвижение и формулировка цели проекта. Целеполагание, постановка задач и
прогнозирование результатов проекта. Роль акции в реализации проектов. Ресурсы и
бюджет проекта. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ.
Условия реализации проекта.
Планирование действий. Освоение понятий: планирование, прогнозирование,
спонсор, инвестор, благотворитель. Источники
инансирования проекта. Освоение
понятий: кредитование, бизнес-план, венчурные фонды и компании, бизнес-ангелы,
долговые и долевые ценные бумаги, дивиденды, фондовый рынок, краудфандинг.
Сторонники и команда проекта, эффективность использо вания вклада каждого участника.
Особенности работы команды над проектом, проектная команда, роли и функции в
проекте. Модели и способы управления проектами.
Трудности реализации проекта. Переход от замысла к реализации проекта.
Освоение понятий: жизненный цикл проекта, жизненный цикл продукта (изделия),
эксплуатация, утилизация. Возможные риски проектов, способы их предвидения и
преодоления. Практическое занятие по анализу проектного замысла «Завод по
переработке пластика». Практическое занятие по анализу проектного замысла «Превратим
мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов. Практическое занятие по анализу
региональных проектов школьников по туризму и краеведению.
Предварительная
защита
и
экспертная
оценка
проектных
и
исследовательских работ. Позиция эксперта. Предварительная защита проектов и
исследовательских работ, подготовка к взаимодействию с экспертами. Презентация и
защита индивидуального проекта. Оценка проекта сверстников: проект «Разработка
портативного металлоискателя». Проектно-конструкторское решение в рамках проекта и
его экспертная оценка. Начальный этап исследования и его экспертная оценка.
Дополнительные возможности улучшения проекта. Технология как мост от
идеи к продукту. Освоение понятий: изобретение, технология, технологическая долина,
агротехнологии. Видим за проектом инфраструктуру. Опросы как эффективный
инструмент проектирования. Освоение понятий: анкета, социологический опрос,
интернет-опрос, генеральная совокупность, выборка респондентов. Возможности
социальных сетей. Сетевые формы проектов. Освоение понятий: таргетированная
реклама, реклама по бартеру и возможности продвижения проектов в социальных
сетях. Алгоритм создания и использования видеоролика для продвижения проекта.
Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА
ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
Тематическое планирование, 10 класс (35 часов)
№п/п
Тема раздела, урока
1.
1.
2.
3
4
5
6
7
8
9
10
2.
11
12
13
14
15
3.
16
17
18
19
20
21
4.
22
23
24
25
Культура исследования и проектирования
Что такое проект
Анализирование проекта
Выдвижение идеи проекта
«Сто двадцать лет на службе стране»
Техническое проектирование и конструирование
Социальное проектирование
Волонтерские проекты и сообщества
Предзащита темы проекта
Анализируем проекты сверстников
Исследование как элемент проекта и как тип деятельности
Самоопределение
Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности
Создаем элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом
Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к действ
Знакомимся с проектными движениями
Защита темы проекта. Обоснование актуальности темы для прое
исследования.
Замысел проекта
Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом.
Выдвижение и формулировка цели проекта.
Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов проекта.
Роль акции в реализации проектов.
Ресурсы и бюджет проекта.
Поиск недостающей информации, её обработка и анализ.
Условия реализации проекта
Планирование действий.
Источники финансирования проекта.
Сторонники и команда проекта
Модели и способы управления проектами.
5.
26
27
28-29
6.
30
31
32
7.
33
34
35
Трудности реализации проекта
Переход от замысла к реализации проекта
Риски проекта
Практическое занятие. Анализ проектного замысла.
Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательск
Позиция эксперта
Критерии анализа и оценивания проектной работы
Презентация и защита проекта. Оцениваем проекты сверстников
Дополнительные возможности улучшения проекта
Технология как мост от идеи к продукту
Видим за проектом инфраструктуру. Опросы как эффективный инструмент
проектирования
Урок-викторина по теме «Дополнительные возможности улучшения проект