ДОП Географический мир

Оглавление

1.
Пояснительная записка
2.
Объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
3.
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
4.
Планируемые результаты освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
5.
Организационно-педагогические условия
6.
Учебный план
7.
Формы аттестации
8.
Календарный учебный график
9.
Рабочая программа
10. Оценочные и методические материалы

3
4
5
6
7
8
8
9
10
11

2

1. Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Географический мир» адресована учащимся
9-ых классов. В системе основного общего образования география —
единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает
многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного
знания. Это позволяет формировать у учащихся:
• комплексное представление о географической среде как среде обитания
(жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями
жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
• целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и
общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных
природно-общественных
территориальных
систем,
формирующихся
и
развивающихся по определенным законам.
Данный элективный курс признан помочь школьному учителю
организовать подготовку выпускников к основному государственному экзамену по
географии.
Цель: усвоение учащимися системы знаний в области географии.
Задачи:
- углубить и расширить знания по физической и экономической географии;
- развивать познавательную, творческую активность, наблюдательность,
интерес к окружающему миру;
- вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению
географии.

3

2. Объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
(ДООП) «Географический мир» естественнонаучной направленности рассчитана
на 1 год обучения для детей 14-15 лет. Объем программы: 31 учебный час.

4

3. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Источники географических знаний.
(Географические модели, глобус, географическая карта, план местности.
Выдающиеся географические открытия и исследования)
Природа Земли и человек.
Земля как планета. Форма и размеры Земли, движение Земли. Земная кора и
литосфера. Состав, строение, развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши,
дна Мирового океана. Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его
части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды
суши. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. Атмосфера. Состав,
строение, циркуляция. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Биосфера, ее
взаимосвязи с другими биосферами. Почвенный покров. Географическая оболочка
Земли.
Материки, океаны, народы и страны
Современный облик планеты Земля. Соотношение суши и океана на Земле.
Население Земли. Материки и страны. Многообразие стран.
Природопользование и геоэкология.
Влияние хозяйственной деятельности на природу. Основные типы
природопользования. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.
География России. Особенности географического положения, природа
России, население России, хозяйство России, Природно-хозяйственное
районирование России, Россия в современном мире
Итоговое занятие. Решение тренировочных работ

5

4. Планируемые результаты освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
Личностные результаты:
- овладение на уровне общего образования законченной системы
географических знаний и умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях;
- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента
научной картины мира;
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного
поведения в географической среде – среде обитания всего живого в том числе и
человека.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование УУД
(универсальные учебные действия):
Личностные УУД:
- готовность следовать этническим нормам поведения в повседневной жизни и
производственной деятельности
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и
локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации,
житель конкретного региона);
- умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и
поступки других людей;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости
ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и
практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи,
выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать
достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географического знания
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических
средств и информации.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться
друг с другом, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников,
участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

6

Предметные результаты:
- формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении
планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины
мира, их необходимости решения современных практических задач человечества и
своей страны. В том числе задачи охраны окружающей среды и рационального
природопользования;
- формирование первичных навыков использования территориального
подхода, как основы географического мышления для осознания своего места в
целостном многообразном и быстро изменяющимся мире и адекватной ориентации
в нем;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний
о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во
времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы,
жизнь, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах
на разных материках и в отдельных странах;
- овладение элементарными практическими умениями использования
приборов и инструментов для определения;
- количественных и качественных характеристик компонентов географической
среды, в том числе ее экологических параметров.

7

5. Организационно-педагогические условия.
Форма проведения занятий – аудиторная.
Режим и продолжительность занятий – урочный, продолжительность
занятий по 40 минут.
Форма обучения – очная.
Применяемые средства обучения:
- электронные ресурсы;
- аудиовизуальные (презентации, видеофильмы);
- наглядные (плакаты, иллюстрации и т.д.).
Перечень технических средств обучения:
- компьютер;
- проектор.
Перечень учебно-методических материалов:
-Иллюстративный материал, таблицы, схемы.
-Технические средства.

8

6. Учебный план
Учебные предметы, курсы,
дисциплины (модули), практики,
иные виды учебной деятельности
Географический мир

Трудоемкость
Количество учебных Количество учебных часов на
часов в неделю
одного обучающегося в год
1 год обучения
1
31

7. Формы аттестации
Аттестация по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Географический мир» естественнонаучной направленности не
предусмотрена. После освоения ДООП документ не выдается.

9

8. Календарный учебный график
Начало учебного года 01 сентября 2023 года
Начало занятий по ДООП «Географический мир» 1 октября 2023 года
Периоды учебных занятий и каникул на 2023-2024 учебный год
Продолжительность учебного года для обучающихся по ДООП
«Географический мир»: с 1 октября 2023 г. по 24 мая 2024 года (31 учебная
неделя)
Сроки проведения промежуточной аттестации:
Промежуточная аттестация по ДООП не проводится.

10

9.
Рабочая программа
Тематическое планирование
№

Тема

Кол-во
часов

1

Раздел 1. Источники географической информации. 7 часов
Географические модели
1

2

Масштаб

1

3

Условные знаки

1

4

Способы картографического изображения

1

5

Градусная сеть

1

6

Географические координаты

1

7

1

8

Выдающиеся географические исследования, открытия
и путешествия
Раздел 2. Природа Земли и человек. 4 часа
Земная кора и литосфера

9

Гидросфера, ее состав и строение

1

10

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция

1

11

1

12

Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами.
Географическая оболочка
Тренировочные задания текстовой формы с
развернутым ответом
Раздел 3. Материки, океаны, народы и страны. 4 часа

13

Основные черты природы Африки. Австралии

1

14

Основные черты природы Северной и Южной Америки

1

15

Полярные области Земли

1

16

Основные черты природы Евразии

1

1

1

Раздел 4. Природопользование и геоэкология. 3 часа
17
18
19

Влияние хозяйственной деятельности людей на
природу.
Основные типы природопользования

1

Стихийные явления в литосфере, гидросфере,
атмосфере
Раздел 5. География России. 12 часов

1

1

11

20

Рельеф России

1

21

Полезные ископаемые России

1

22

Климат России

1

23

Политико-административное устройство России

1

24

Численность и естественный прирост населения

1

25

Городское и сельское население

1

26

Миграции населения

1

27

Важнейшие МОК России и их география

1

28

Западный макрорегион

1

29

Восточный макрорегион

1

30

Тренировочные задания с выбором ответа, задания
текстовой формы с кратким ответом.
Раздел 6. Итоговое тестирование. 1 час
Работа по КИМам

1

31

Итого

1
31

12

10. Оценочные и методические материалы
Оценочными материалами являются результаты диагностических исследований.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».