ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предложенная рабочая программа по психологии разработана для
обучающихся 7-х классов МАОУ СОШ №71, получающих основное общее
образование, в соответствии с требованиями Федерального государственного
общеобразовательного стандарта.
Данная программа предназначена для формирования и сохранения
психологического здоровья школьников через создание условий для их
успешной адаптации к социуму.
В данной программе учитываются основные идеи и положения
программы развития универсальных учебных действий для основного
общего образования.
Рабочая программа по психологии 7 класса составлена в соответствии с
нормативными документами:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от
23.07.20013г.);
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, 2013г.;
3. Конвенция «О правах ребенка»: Омега-Л, 2019г.;
4. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней
школе (7 – 8 классы). – 4-е изд. – М.: Генезис, 2019г.;
Обучение по данной программе предполагает выделение в учебном
плане 34 часа в год в 7 классе (1 час в неделю)
Цель курса: помочь осознать свои особенности, научиться решать
проблемы, обрести уверенность в собственных силах, преодолеть
подростковый кризис.
Задачи курса:
1. Мотивировать подростков к самопознанию и познанию других
людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить подростков распознавать эмоциональные состояния по
мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных
трудностей – установку преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для
установления межличностных отношений другими людьми.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего
эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к
мнению собеседника.
6. Способствовать освоению подростками приемов саморегуляции.
7. Корректировать у детей нежелательные черты характера и
поведения.
Общая характеристика курса.
Предлагаемая программа направлена на формирование и сохранение
психологического здоровья обучающихся, так как способствует развитию
интереса подростка к познанию собственных возможностей, учит находить
пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению
атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению
распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в
комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным
факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности
ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье,
предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой
области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой.
Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья
ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Курс психологических занятий с подростками
формирование у них следующих умений и способностей:
направлен
на
умение адекватно вести себя в различных ситуациях;
умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;
способность справляться со страхами, обидами, гневом;
умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время
дружески относиться к одноклассникам;
умение справляться с негативными эмоциями;
стремление к изучению своих возможностей и способностей;
успешная адаптация в социуме.
1. Планируемые результаты освоения материала учебного
курса
Программа обеспечивает достижение обучающимися определенных
личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты:
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а
также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде.
Формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего
социальное,
культурное,
языковое,
духовное
многообразие современного мира.
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества.
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественнополезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности.
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета
интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности.
Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации
к овладению культурой активного пользования словарями и другими
поисковыми системами.
Метапредметными
результатами
изучения
формирование универсальных учебных действий (УУД).
курса
является
Регулятивные УУД:
осознавать свои личные качества, способности и возможности;
осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции;
овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и
учителями;
научиться контролировать собственное агрессивное поведение;
осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки;
учиться прогнозировать последствия собственных поступков.
Познавательные УУД:
учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе;
планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального
стиля учебной деятельности;
адекватно воспринимать оценки учителей;
уметь распознавать чувства других людей;
обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни;
уметь формулировать собственные проблемы.
Коммуникативные УУД:
учиться строить взаимоотношения с окружающими;
учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со
стороны других;
учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями;
формулировать свое собственное мнение и позицию;
учиться толерантному отношению к другому человеку.
2. Содержание учебного курса «Психология»
Тема 1: Знакомство. Введение. Инструктаж по ТБ. Выработка
правил работы на психологических занятиях. Создание доброжелательной
обстановки и атмосферы поддержки на занятиях. Осознание особенностей
обучения и общения в средней школе. Развитие внутригрупповых
отношений.
Тема 2: Предмет изучения психологии, ее задачи. Отрасли
психологии. Методологические основы психологии. Основные методы
психологических
исследований.
Объективные
методы.
Описательные
методы.
Тема 3: Психические процессы.
1. Высшая нервная деятельность. Особенности высшей нервной
деятельности человека.
2. Познавательные процессы. Ощущение. Общие понятия об
ощущении. Виды и свойства ощущений. Сенсорная адаптация и
взаимодействие ощущений.
2.1. Восприятие. Общее понятие о восприятии. Основные
характеристики восприятия.
2.2. Внимание. Понятие внимания. Свойства внимания. Виды и
функции внимания.
2.3. Память. Общая характеристика памяти. Свойства и виды
памяти. Процессы памяти. Приемы рационального заучивания.
2.4. Мышление и речь. Мышление и его формирование. Типология
мышления. Способы активизации мышления.
2.5. Воображение. Сущность воображения. Виды воображения.
3.Эмоционально-волевые процессы.
3.1. Общее представление о воле. Развитие и восприятие воли.
Воля и принятие решений в неопределенной ситуации.
3.2. Эмоции и чувства. Функции эмоций. Запрет на эмоции.
Диагностика эмоций. Способы разрядки эмоций. Тренажеры с
задачками.
Сложные
чувства
и
состояния
(Обида,
вина).
Эмоциональный интеллект. Взаимосвязь разума и эмоций. Расширение
представлений учащихся о психологических понятиях «чувства» и
«эмоции». Богатство эмоционального мира человека. Учить детей
конструктивно
реагировать
на
негативные
эмоции
партнеров.
Развивать навыки регуляции своих чувств и эмоций. Чувства, эмоции и
настроение. Приемы повышения настроения.
Тема 4: Психические свойства личности.
Личность. Общее понятие о личности. Понятие «Я-образ» и проблема
формирования самооценки. Общее понятие личности. Самооценка личности.
Мои достоинства и недостатки. Способности. Понятие способностей.
Темперамент. Понятие темперамента. Характеристика типов темперамента.
Характер. Понятие характера. Типология характеров. Черты характера.
Формирование характера.
Тема 5: Я и окружающие.
Наши права и наши обязанности. Что такое ответственность? Нужен ли
риск? Я умею сказать «Нет!». А что они обо мне подумают? Общение.
Структура
и
средства
общения.
Правила
успешной
коммуникации.
Манипулирование. Содержание понятия «Манипулирование». Область
применения. Виды психологических защит в общении. Практическое
значение. Психологические защиты в общении. Конфликт. Стили разрешения
конфликтов.
3. Тематическое планирование с
отводимых на освоение каждой темы.
указанием
№
Тема
1 Знакомство. Введение. Инструктаж по ТБ
2
Предмет изучения психологии, ее задачи. Отрасли
психологии. Методы психологических
исследований.
3 Психические процессы.
1. Высшая нервная деятельность
2. Познавательные процессы
3. Эмоционально-волевые процессы
4 Психические свойства личности.
5 Я и окружающие.
6 Подведение итогов
Итого:
количества
часов,
Количество часов
1
1
1
6
11
5
8
1
34
4. Поурочное планирование
№
Тема
1 Знакомство. Введение. Инструктаж по ТБ
2
Предмет изучения психологии, ее задачи. Отрасли
психологии. Методы психологических
исследований.
3 Психические процессы.
Высшая нервная деятельность
Познавательные процессы
1. Ощущение.
2. Восприятие.
3. Внимание.
4. Память.
5. Мышление и речь.
6. Воображение.
Эмоционально-волевые процессы
1. Общее представление о воле. Развитие и
восприятие воли.
2. Эмоции и чувства.
1. Функции эмоций. Дневник эмоций.
Практическая работа.
2. Базовые эмоции: гнев, страх, радость, горе.
3. Гнев. Практическая работа.
4
5
4. Страх. Практическая работа.
5. Радость. Практическая работа.
6. Горе. Практическая работа.
7. Тренажеры с задачками.
8. Сложные чувства и состояния.
9. Эмоциональный интеллект.
10. Взаимосвязь разума и эмоций.
Психические свойства личности.
1. Общее понятие личности.
2. Самооценка личности. Практическая работа.
3. Способности.
4. Темперамент. Практическая работа.
5. Характер
Я и окружающие.
1. Наши права и наши обязанности.
2. Что такое ответственность?
Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
3. Нужен ли риск? Я умею сказать «Нет!»
4. А что они обо мне подумают?
5. Общение. Структура и средства общения.
6. Правила успешной коммуникации.
7. Манипулирование.
8. Конфликт.
Подведение итогов
Итого:
1
1
1
1
1
1
1
34
5. Описание учебно-методического обеспечения образовательного
процесса.
Список литературы:
1. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я» Средняя школа (7-8 класс), изво «Генезис»,Москва, 2019 год.
2. Кривцова С.В., Рязанова Д.В. «Жизненные навыки» Тренинговые
занятия с подростками (7-8 классы). М., 2016.
3.
Александровская
школьников. М., 2002.
Э.М.
Психологическое
сопровождение
4. Широкова И.Б. Тренинг самопознания для подростков. Общение.
Память. М., 2005
5. Стишенок И.В. Из гусеницы в бабочку. Психологические сказки,
притчи, метафоры в индивидуальной и групповой работе: М., 2019.
6. Хухлаева О.В., Хухлаева О.Е. Лабиринты души. Терапевтические
сказки. М., 2019.
7. Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. СПб.,
2006.
8. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. М., 1998.
9.
https://fgosreestr.ru/poop/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnayaprogramma-srednego-obshhego-obrazovaniya
10.
http://www.vashpsixolog.ru/working-with-parents/50-appensata/753topic-parent-meetings-with-a-psychologist
11. https://znanio.ru/media/prezentatsiya_adaptatsiya