ДОП Ступенька к школе

Оглавление
1.
Пояснительная записка
2.
Объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
3.
Содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
4.
Планируемые результаты освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
5.
Организационно-педагогические условия
6.
Учебный план
7.
Формы аттестации
8.
Календарный учебный график
9.
Рабочая программа
Тематическое планирование занятий «Моя математика»
Тематическое планирование занятий «По дороге к азбуке»
10. Оценочные и методические материалы

3
5
6
9
12
13
13
14
15
15
16
18

2

1. Пояснительная записка.
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Ступенька к школе» представляет систему интеллектуальноразвивающих занятий для детей в возрасте от 5 до 6 лет.
Дошкольный курс призван обеспечить качественную подготовку детей к
обучению в начальной школе, обеспечивает преемственность в обучении между
детским садом и начальной школой. Авторами программы учитывается тот факт,
что готовность к школьному обучению определяется прежде всего тем, в какую
деятельность умения и знания включены.
Поэтому развитие дошкольника ведется по четырем основным линиям, определяющим его готовность к школьному обучению:
1) линия формирования произвольного поведения;
2) линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности;
3) линия перехода от эгоцентризма к умению видеть мир сточки зрения
других людей;
4) линия мотивационной готовности
Цель курса - всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных
представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.
Задачи обучения:

формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;

развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического
мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;

формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;

развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения,
вариативности мышления;

развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно,
планировать и контролировать свои действия;

развитие умений общения со взрослыми, со сверстниками, умения видеть
мир глазами другого человека;

развитие умений говорения и слушания, говорения, слушания и чтения
развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;

обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие
грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка носителя языка;

развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом,
словосочетанием, предложением;

развитие звуковой культуры речи;

расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка;
3


умение отличать новое от уже известного; сравнивать и группировать
предметы и их образы, находить ответы на вопросы, делать выводы;

развитие креативности и вариативности мышления;

формирование мотивации учения, интереса к математике и процессу
обучения в целом.

4

2. Объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
(ДООП) «Ступенька к школе» социально-педагогической направленности
рассчитана на 1 год обучения для детей 5-6 лет.
Объем программы: 2 учебных модуля по 31 учебных часа в каждом.

5

3. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Учебные занятия «Моя математика»
Общие понятия
Признаки предметов.
Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение,
материал, общее название. Выделение предметов из группы по заданным
свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в
соответствии с выделенными свойствами.
Отношения.
Сравнение групп предметов путем наложения и с помощью карандашных
линий (грифов): равно, не равно, столько же, больше, меньше.
Числа от 1 до 10.Натуральное число как результат счета и мера величины.
Модели чисел. Формирование
представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными
предметными множествами и измерений величин с помощью произвольно
выбранных мерок.
Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов.
Состав чисел от 2 до 10 из единиц и двух меньших чисел на основе
моделирования отношений между частями и целыми.
Сравнение числа элементов конечного предметного множества.
Последовательность чисел. Формирование представлений о следующем и
предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных
множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше
данного на один).
Различение количественного и порядкового счета. Счет в обратном
порядке. Знакомство с элементами арабских цифр.
Величины и их измерение.
Величины: длина, масса, объем. Деление объекта на равные части с
помощью условной мерки и обозначение результатов измерения числовой
карточкой, соотнесение результатов измерений с предметами – заместителями.
Простые арифметические задачи на сложение и вычитание.
Составление математических рассказов на основе предметных действий,
сюжетных рисунков и слуховых диктантов.
Составление и решение простых арифметических задач на нахождение
суммы, остатка, нахождение разностных отношений на основе предметных
моделей и иллюстраций множеств, моделирование отношений между частью и
целым: объединение частей в целое, выделения части из целого.
Элементы геометрии.
Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг,
треугольник, прямоугольник, прямая, кривая линия, отрезок). Моделирование
геометрических фигур путем деления их на равные части и образование новых из
частей различных геометрических фигур; придумывание их названий.
6

Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в
клетку. Различные виды классификаций геометрических фигур.
Элементы логического мышления.
Объединение предметов в группы по их назначению, происхождению на
основе жизненного опыта детей, имеющихся у них ассоциаций.
Простейшие логические построения, закономерности из геометрических
фигур.
Отношения соподчинения (полного включения) видового понятия в
родовое.
Ознакомление с пространственными и временными отношениями.
Ориентация в пространстве и на плоскости: слева – справа, вверху – внизу,
впереди –сзади, близко – далеко, выше – ниже.
Ориентация в пространстве относительно себя. Ориентация в пространстве
относительно другого лица или предмета.
Чтение плана пространства на основе замещения и моделирования,
определение своего
места на плане.
Формирование временных представлений: утро, день, вечер, ночь, вчера,
сегодня, завтра, раньше, позже, ориентация в последовательности дней недели,
времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года, составление
рассказов по сюжетным картинкам.
Конструирование.
Практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из
геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5-10 деталей по
образцу. Моделирование новых геометрических фигур.
Учебные занятия «По дороге к азбуке»
Развитие связной речи:
– обучение ответам на вопросы, диалогической речи;
– обучение подробному пересказу текста по зрительной опоре;
– обучение составлению рассказа-описания, рассказа по сюжет_
ной картинке, по серии картинок;
– «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых
обозначений.
Лексическая работа:
– обогащение словарного запаса детей;
– обучение употреблению новых слов в собственной речи
(конструирование словосочетаний и предложений).
Развитие звуковой культуры речи:
– знакомство с органами артикуляции, способами произнесения
звука, его условным обозначением;
– знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки;
твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
Развитие фонематического слуха:
7

– выделение звука в начале, конце и середине слова, определение
положения звука в слове;
– выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых,
мягких, звонких, глухих согласных.
Обучение звуко-слоговому анализу:
– звуковой анализ состава слогов и слов;
– дифференциация понятий «звук» и «буква»;
– соотнесение букв и звуков.
Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по
контуру).
В течение обучения проводится целенаправленная работа по развитию
мышления, внимания, памяти. На занятиях используются специальные задания
на:
- выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;
- выделение одинаковых предметов из группы предметов;
- выделение лишнего предмета;
- объединение различных предметов в группы;
- выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе и т.д.

8

Планируемые результаты освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
Учебные занятия «Моя математика»
1-й уровень (минимальный)
- знать названия и последовательность чисел от 1 до 10;
- знать состав чисел от 1 до 10 из единиц;
- уметь продолжить заданную закономерность;
- уметь производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру,
общему названию;- уметь устанавливать пространственно-временные отношения
с помощь слов: слева -справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко,
выше – ниже, раньше –позже, вчера – сегодня – завтра. Ориентироваться в
последовательности времён года.
- уметь сравнивать числа в пределах 10 с помощью составления пар и
устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого;
- уметь сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе,
вместимости как непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с
помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги,
шагов);
- уметь распознавать изученные геометрические фигуры среди
предложенных, распознавать известные геометрические фигуры среди объектов
окружающей действительности;
- уметь объединять группы предметов (части) в целое, выделять часть из
целого; объяснять свои действия и называть число элементов в каждой части или
целом;
- уметь составлять математические рассказы (условия простых
арифметических задач) по рисункам и отвечать на поставленный вопрос: Сколько
было…? Сколько стало…?
- уметь моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических
фигур в виде аппликаций или рисунков из 5-10 деталей по образцу;
- уметь обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в
клетку «от руки»;
- уметь ориентироваться в пространстве относительно себя или
выбранного объекта в
качестве точки отсчёта.
2-ой уровень (максимальный)
- знать состав чисел от 1 до 10 из двух меньших;
- уметь устанавливать отношения соподчинения (полного включения)
видового понятия в родовое;
- уметь считать в обратном порядке;
- уметь ориентироваться в последовательности дней недели, месяцев,
относящихся к каждому времени года;
- уметь моделировать новые геометрические фигуры и придумывать для
них названия;
4.

9

- уметь обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в
клетку по линейке;
- составлять и решать простые арифметические задачи с опорой на
рисунок;
- уметь ориентироваться в пространстве относительно другого лица или
предмета;
- уметь читать план пространства на основе замещения и моделирования
определять своё место на плане.
Учебные занятия «По дороге к азбуке»
1. Звуки:
- Знать понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения Звука,
его условное обозначение;
- Знать акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки;
твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
- Уметь выделять в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых,
мягких, звонких, глухих согласных;
- Уметь выделять звук в начале, конце и середине слова, определять положения звука в слове;
- Уметь проводить звуковой анализ состава слогов и слов;
- Уметь читать и составлять слоги и .
2. Слоги:
- Знать понятие «слог»
- Уметь проводить слоговой анализ слов;
- Уметь подбирать слова на заданное количество слогов;
- Уметь выделять в словах первый и последний слог;
- Уметь подбирать слова на заданный слог;
- Уметь составлять прямые и обратные слоги.
- Уметь печатать слоги
3. Слова:
- Уметь выявлять различия в звуковом (слоговом) составе двух слов;
- Уметь составлять слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков
или слогов в названии картинок;
- Уметь изменять слова путем замены, перестановки, добавления,
исключения звуков или слогов;
- Уметь выявлять повторяющиеся в словах слоги с последующим их
добавлением к другим словам;
- Уметь восстанавливать нарушенную последовательность звуков или
слогов в структуре слова;
- Уметь последовательно преобразовывать слова в другие слова путем
неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
- Уметь печатать слова
4. Буквы:
10

- Знать буквы
- Знать дифференсацию понятий «звук» и «буква»;
- Знать согласные и гласные буквы;
- Уметь соотносить букву и звук
5. Связная устная речь.
- Уметь отвечать на вопросы, диалогической речи;
- Уметь составлять предложения
- Уметь пересказывать текст;
- Уметь составлять рассказ-описание по сюжетной картинке, по серии
картинок.

11

5. Организационно-педагогические условия.
Форма проведения занятий – аудиторная.
Режим и продолжительность занятий – урочный, продолжительность
занятий по 30 минут.
Форма обучения – очная.
Применяемые средства обучения:
- электронные ресурсы;
- аудиовизуальные (презентации, видеофильмы);
- наглядные (плакаты, иллюстрации и т.д.).
Перечень технических средств обучения:
- компьютер;
- проектор.
Перечень учебно-методических материалов:
- две рабочие тетради для учащихся на печатной основе;

12

6. Учебный план
Учебные предметы,
курсы, дисциплины
(модули), практики,
иные виды учебной
деятельности
Моя математика
По дороге к азбуке

Трудоемкость
Количество учебных
Количество учебных
часов в неделю
часов на одного
обучающегося в год
1 год обучения
1
31
1
31

7. Формы аттестации
Аттестация по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Ступенька к школе» социально-педагогической направленности не
предусмотрена. После освоения ДООП документ не выдается.

13

8. Календарный учебный график
Начало учебного года 1 сентября 2023 года
Начало занятий по ДООП «Ступенька к школе» 18 сентября 2023 года
Продолжительность учебного года для обучающихся по ДООП «Ступенька к
школе»: с 18 сентября 2023 г. по 30 апреля 2024 года (31 неделя)
Сроки проведения промежуточной аттестации:
Промежуточная аттестация по ДООП не проводится

14

9.
Рабочая программа
Тематическое планирование занятий «Моя математика»
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Тема занятия
Осень. Сентябрь
Один и два. Первый и второй
Печем пироги. Мерки
Три, трое, третий
Прогулка в парке. Октябрь. Игры дома и во дворе
Четыре, четверо, четвертый
Кватрег или треквад?
Осень. Ноябрь.
Пять, пятеро, пятый

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1

8

Легче - тяжелее

1

9
10
11
12

Взглянем сверху
Прогулка по сказочному городу
Зима. Декабрь
Шесть, шестеро, шестой
Длиннее - короче. Шире – уже.
Выше – ниже. Толще - тоньше
Проверь себя
Зима. Январь.
Лыжная прогулка
Счет двойками и тройками
Семь, семеро, седьмой
Зима. Февраль
Крепость из кубиков
Играем и считаем
Что нам стоит дом построить
Весна. Март. Бумажный кораблик
Дни недели
Восемь, восьмой
Играем и считаем
Точки и линии
Весна. Апрель. Первые цветы
Девять, девятый
Самые разные животные
Десять, десятый

1
1
1
1
1

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15

30
31

Весна. Май. Первая гроза
Времена года. Играем и считаем
Всего

1
1
31

Тематическое планирование занятий «По дороге к азбуке»
№
п/п

Тема занятия

Количество
часов
1
1
1
1
1
1

7

Звуки и буквы.
Слова, звуки. Звук [А].
Звуки [О], [Э].
Звуки [И], [Ы].
Звуки [И] - [Ы]. Звук [У]. Гласные звуки.
Звук [М]. Согласные звуки. Слоги. Звук [М']. Твёрдые
и мягкие согласные звуки.
Звук [Н]. Звук [Н'].

8

Звук [П]. Звук [П']

1

9
10

Звук [Т]. Звук [Т'].
Звук [К]. Звук [К'].

1
1

11

Звук [Х]. Звук [Х'].

1

12
13
14

Звуки [К] - [Х], [К'] - [Х']. Звук [Ф].
Звук [Ф']. Звук [Й].
Звук [ЙО]. Двойные звуки.
Звук [ЙУ].
Звук [ЙА]. Звук [ЙЭ].
Звуки [ЙЭ], [ЙО], [ЙУ], [ЙА].
Звук [Л]. Звук [Л'].
Звуки [Л'] - [Й].
Звуки [В] и [В'].
Звонкие и глухие согласные.
Звуки [В] - [Ф], [В'] - [Ф'].
Звук [Ч']. Звук [Щ']. Звуки [Ч'] - [Щ'].
Звуки [Б] и [Б']. Звуки [Б] - [П], [Б'] -[П'].
Звуки [Д] и [Д']. Звуки [Д] - [Т], [Д'] - [Т'].
Звук [С]. Звук [С'].
Звук [Ц]. Звуки [Ц] - [С], [Ц] - [Ч'].
Звуки [Г] и [Г']. Звуки [Г] - [К], [Г'] - [К'].
Звук [З]. Звук [З']. Звуки [З] - [С], [З'] -[С'].

1
1
1

1
2
3
4
5
6

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16

27
28
29
30
31

Звук [Ш]. Звуки [Ш] - [С], [Ш] -[Щ']
Шипящие звуки. Звук [Ж]. Звуки [Ж] - [З], [Ж] -[Ш].
Звук [Р]. Звук [Р'].
Звуки [Р] - [Л], [Р'] - [Л'].
Встреча с Азбукой.
Итого

1
1
1
1
1
31

17

10.

Оценочные и методические материалы

Оценивание по ДООП «Ступенька к школе» не производится.
Методические материалы:
1. Моя математика. (М. В. Корепанова, С. А. Козлова, О. В. Пронина).
Пособие для старших дошкольников(5-6 лет).
2. «Наши прописи» в 2-х частях (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.
Пронина)

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».